Италия платит за санкции против России

Москва, 00:02, 17 Июн 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Италия платит за санкции против России падением торгового оборота.

Визит президента России Владимира Путина на выставку Экспо-2015 в Милане после встречи G7 в Германии, имел широкое обсуждение среди итальянских СМИ. Хотя некоторые аналитики и украинские иммигранты, проживающие в Италии, подвергли это событие критике, визит был необычайной возможностью для Путина пообщаться с премьер-министром Маттео Ренци и лидером оппозиции Сильвио Берлускони, который считает отношения с Россией в качестве краеугольного камня в итальянской внешней политике. Путин выступил с официальной речью в российском павильоне, отметив большое значение Италии, как второго торгового партнера для России в ЕС и четвертого в глобальном масштабе. По словам Путина, итальянские компании теряют около $1,12 млрд. из-за санкций против России. По его мнению, Россия легко может найти партнеров за пределами Запада, но было бы жаль, если бы двусторонние отношения были безнадежно разрушены.

По правде говоря, Путин знает, что итальянская экономика по-прежнему сильна, несмотря на кризис, которому она подвержена с 2009 года. Мощная промышленная система, которая была построена между 1950-ми и 1980-ми годами, это первая причина, почему итальянская экономика до сих пор смогла избежать греческого сценария. Такие важные отрасли, как дизайн, мода, агробизнес, автопром, химическая и сталелитейная промышленность демонстрируют неординарные успехи, способные противостоять тяжелой экономической ситуации.

Тем не менее, действия ЕС в отношении России, действительно ставят Италию на колени. В 2014 году двусторонняя торговля снизилась на 10 процентов, с $60,6 млрд. до $54,5 млрд. В первом квартале 2015 года, она уменьшилась на 25 процентов.

Если Москва имеет альтернативы для своего экспорта среди стран с развивающейся экономикой, у Италии выбор гораздо более ограничен. «Арабская Весна» значительно ослабила ее основных Средиземноморских партнеров, а именно Ливию, Алжир, Тунис и Египет. В то же время, Европейская комиссия урезала средства для общей сельскохозяйственной политики, тем самым препятствуя агробизнесу, который и так находится у Италии среди наиболее пострадавших секторов экономики.

Италия является также вторым по величине импортером природного газа из России в Западной Европе. До начала украинского кризиса, российский газ составлял 40 процентов итальянского внутреннего потребления. Альтернативный Трансадриатический трубопровод, который должен вывести азербайджанский газ в Италию, сможет обеспечить только 11,4 процента потребления.

Энергетическое партнерство не настолько сильно пострадало из-за санкций и ответного российского эмбарго, как другие области торговли на данный момент. Тем не менее, даже в случае полного отказа Италии от российского газа, Россия может диверсифицировать его поставки благодаря проекту Сила Сибири, который принесет российский газ в Азиатско-Тихоокеанский регион по маршруту Якутия-Хабаровск-Владивосток.

Напротив, постоянное давление США на Европу, в попытке заблокировать проект газопровода «Турецкий поток», украинский кризис, дестабилизация в Ливии и риски терроризма в Алжире угрожают итальянской энергетической безопасности каждый день.

В качестве полноправного члена ЕС и НАТО, Италия имеет очень скромное пространство для маневра, чтобы осуществлять свой суверенитет над этими международными организациями. Внутри этой минимальной степени самостоятельности, премьер Ренци пытается быть максимально благоразумным.

Итальянская газета «Коррьере Делла Сера» недавно взяла эксклюзивное интервью у Путина. По этому поводу министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони заявил, что Рим не имеет никаких оснований не верить президенту России о его намерениях по поводу украинского кризиса.

Стоит ли Италии придерживаться «евроатлантической солидарности», даже если это противоречит ее национальным интересам? Сегодня это главный вопрос для политиков страны и причина, почему две главных правых оппозиционных партии, возглавляемых Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини соответственно, часто критиковали правящую демократическую партию за то, что она покорно отреагировала на жесткую позицию Обамы и Меркель по поводу украинского кризиса.

ЕС внутренне разделился по поводу санкций. Великобритания, Германия, Франция, Польша и страны Балтии по-прежнему поддерживают их. Другие страны, такие как Греция, Австрия, Венгрия, Чехия и Словакия призывают положить им конец. Станет ли Италия одним из лидеров нового Европейского фронта в составе этих государств? Сможет ли итальянское правительство осознать и принять многополярный мир? Время покажет.