Почему турецкие правители обожали кофе и при этом запрещали кофейни

Москва, 17:58, 30 Июл 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

В XVI веке правители Османской империи обнаружили, что подданные слишком часто употребляют кофе. Кофейни появлялись, как грибы после дождя, а в них рождались политические споры, ненужные для государства и вносящие раздор. Пристрастие к кофе стало объединять людей похожих взглядов в тайные сообщества.

Горький напиток стал ассоциироваться с чем-то опасным и вредным, конечно, по мнению правителей империи, а не простого народа. Но борьба с кофеманией оказалась задачей слишком сложной.

«Круг мыслителей»

До конца неясно, где впервые стали употреблять кофе, вернее, его подобие. Дело в том, что поначалу технология приготовления напитка была несколько иной. К примеру, в Египте и Аравии пили отвар из высушенной оболочки зерен и не обжаривали их, как это принято. После череды османских завоеваний традиция пить кофе пришла и на другие земли, в том числе в Малую Азию.

Историки не уверены в том, знали ли в Константинополе о кофе. Известно лишь, что первая турецкая кофейня была открыта в Стамбуле в 1554 году сирийскими купцами по имени Хаким и Шамс. Ей было дано название «Круг мыслителей» и неслучайно. Каждый житель отныне мог заглянуть сюда на досуге, чтобы выпить ароматного кофе и подискутировать с другими людьми на самые животрепещущие темы. То, что здесь не подавали кушанья, было, скорее плюсом, ведь так люди не отвлекались на еду и могли сосредоточиться на беседах.

Такой формат общественного развлечения очень понравился жителям Османской империи. Спрос, как мы знаем, рождает предложение. Потому вскоре одно за другим стали открываться подобные заведения не только в столице, но и в других городах.

В чем была опасность кофеен?

Народ волновали в те года разные темы. Кто-то безобидно обсуждал житейские неурядицы, ругал торговцев и работодателей, а другие, в том числе люди военного дела, затрагивали вопросы политики. А это уже совсем иное дело. Когда собираются те, кто настроен воинственно, недоволен текущим положением дел в государстве, то последнее видит в этом большую опасность.

Еще одна особенность кофейни была в том, что именно здесь впервые было создано общее ментальное пространство для людей разных социальных прослоек и рода деятельности. Вход был открыт и для ремесленников, и для ученых, словом, для всех, кроме женщин. Они пили кофе у себя дома или же в хаммаме.

С каждым годом кофейни становились все более фривольными: тут не только рождались горячие дебаты, но и организовывались представления. Люди курили кальян и порой даже распивали алкогольные напитки, что для мусульман считается делом постыдным и порочным. Власти были вынуждены начать борьбу с этим явлением и запретили работу кофеен.

Борьба с кофейнями и разумное решение проблемы

Все правители Османской империи, начиная с Сулеймана Великолепного, были вынуждены запрещать подобные общественные заведения, видя, что в них зарождаются идеи, противоречащие политике страны. Сам же Сулейман кофе просто обожал, и для его приготовления держал мастера, который специально для правителя варил этот напиток.

Указы о запрете работы кофеен выходили один за другим. Правители понимали, что меры по борьбе, увы, неэффективны — количество подпольных заведений только росло и приманивало посетителей магнитом. Удивительно, но постепенно в Стамбуле с 400-тысячным населением нелегальных кофеен оказалось 2,5 тысячи.

Хитрые османские правители придумали другой способ управления народом. Для этого в кофейни посылали шпионов под видом простых обывателей. Они подслушивали разговоры и передавали их «наверх». Так государство могло согласовать свои действия с общественными интересами и предотвратить бунты. Кроме того, оно могло принимать популярные решения, которые согласовывались с потребностями народа. Это означало, что поводов для недовольства становилось все меньше.

Вот так в Османской империи поняли, что, запрещая любимое народом заведение, можно добиться только одного — роста его популярности. А, используя разумный подход, реально сделать невыгодное выгодным.