Канон Андрея Критского: когда и как правильно читать

Москва, 23:10, 26 Фев 2023, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Во многих храмах вечерние службы первых четырех дней Великого Поста переносятся на час позже, чтобы верующие смогли прийти на них после работы, ведь те, кто ведут регулярную церковную жизнь, стремятся прийти в эти первые дни Четыредесятницы вечером в храм, чтобы услышать Великий Канон, и по мере сил присоединить свои молитвы к молениям всей Церкви. В 2023 году покаянный канон Андрея Критского читается с 27 февраля по 2 марта, и еще раз вечером в среду, 29 марта.

Когда читается и сколько длится по времени Великий Канон

Это одно из самых объемных богослужебных произведений. Канон содержит 250 тропарей, почему и именуется «Великим».Чтение Канона, когда он читается в храме «сполна», то есть полностью, занимает более 2 часов.

В начале Великого Поста Канон читается иным образом: его делят на четыре части, которые звучат за вечерней службой с понедельника по четверг. В этом случае сам Канон длится 30-40 минут, после чего великопостное богослужение продолжается еще чуть менее часа. Поэтому уходить сразу после Канона не совсем правильно, лучше молиться до конца богослужения.

Чтение Великого покаянного канона Андрея Критского в храме

В первую неделю Великого поста. Это происходит за вечерней службой с понедельника по четверг. В храмах, как правило, можно приобрести небольшие книжицы с текстом Канона, где он разделен по дням первой седмицы. Многие стоят с текстами на богослужении, чтобы внимательнее следить за читаемым.

Марьино стояние и канон Андрея Критского. Это богослужение вечера среды 5 седмицы Великого Поста, когда Церковь чествует прп. Марию Египетскую, великую подвижницу, вся жизнь которой была покаянием. Поэтому за богослужением, посвященным ей, Канон читается еще раз, причем теперь полностью. Кроме него, за этой продолжительной службой, длящейся не менее 3 часов, также прочитывается житие прп. Марии.

Когда и как читать дома

Христиане обычно обращаются к Великому Канону:

  • если на первой и пятой седмицах поста нет возможности присутствовать на богослужении, например, по болезни или ввиду работы;
  • когда хотят более внимательно, неспешно, вникнуть в смысл читаемого, побуждая душу к покаянию.

Смысл и польза

Почему христиане так стремятся прийти на Канон в первые дни поста? Потому, что он содержит глубоко покаянные молитвы и песнопения, которые настраивают душу:

  • на вхождение в Великий Пост;
  • на внимательную внутреннюю работу во время наступившей Четыредесятницы, осознание своих грехов – ведь очень многое из того, о чем говорится в Каноне, описывающем грехопадения мятущейся души человека, почти всякий христианин знает и за собой;
  • на борьбу со страстями, особенно гневом, осуждением, чревоугодием.

Краткое содержание Канона

Как говорит диакон Владимир Василик, «Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия». Действительно, шаг за шагом его автор возводит молящегося от истории грехопадения Адама до пришествия в мир Спасителя, Которого встречает кающаяся душа.

Понедельник

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию». Этими словами начинается Канон. «Откуду»? От Адама, потерявшего Рай. Именно об этом страшном для человечества событии идет речь в части Канона, которая приходится на первый день поста. Но не только. Свт. Андрей – и верующий, вместе с ним молящийся этими словами – не винит во всех своих бедах прародителей. Да, Адам пал – а чем ты лучше, человек? Да, сыновья праотца Иакова продали в Египет Иосифа – а разве ты, душа, не продала себя злу добровольно, без принуждения?

Перед взором молящегося – целый сонм древних праотцев, совершавших грехопадения и каявшихся, великих святых и немощных грешников:

  • Моисей, вождь еврейского народа, доверившийся Господу;
  • Саул, чудесно обретший царство, но не сохранивший чистой веры в Бога;
  • царь Давид, павший в прелюбодеяние, но покаявшийся;
  • пророки Илия и Елисей, чудотворцы, великие пророки.

В последней, 9 песне, свт. Андрей предлагает каждому задуматься: кому подражал ты, человек, во дни твоей жизни – праведным или грешникам? Увы, по большей части ответ очевиден: «от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши». Но вот уже грядет Господь: «Душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися…». Да, и они, кого Господь называл лицемерами, обличал, покаявшись, приняты им.

Вторник

Второй шаг к покаянию. «Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы». Так говорит прп. Андрей – так чувствуют и молящиеся. Вновь «от Адама», и теперь человеческие падения, о которых говорит Библия, переживаются как свои собственные. Перед взором кающегося:

  • Каин, первый убийца на земле; а разве тот, кто убивает свою совесть, заставляя ее молчать на все согрешения;
  • Хам, посмеявшийся над немощью отца – но и всякий осуждающий делает то же с ближним, значит, подобен Хаму;
  • Исав, продавший свое старшинство брату за чашку похлебки – так и человек предпочитает «синицу в руках», мирское благополучие «здесь и сейчас» Небесному Царству.

И вот свт. Андрей вспоминает израильтян, перешедших через Красное море – и египтян, которые утонули в его водах. Где же наше место, душа? С народом ли Божиим? Увы, покрывающие нас волны прегрешений подобны тем, что покрыли не знающих Бога язычников Египта… Такова наша христианская жизнь, даже если внешне она «исправна» и «благообразна».

Среда

Что же делать? Отчаяться ли от своих грехов, не видя надежды на исправление? Нет. В среду лейтмотив Канона – надежда на Господа, Который один может помочь преодолеть страсти, спастись. И вновь – примеры и примеры из Ветхого Завета, но – уже другие. Свт. Андрей вспоминает:

  • первых потомков Адама, Сифа и Еноха;
  • праотца Авраама, доверившего себя Богу и под дубом Мамврийским – встретившего Его;
  • Ноя, спасенного Господом от развращенного мира.

Но более всего надежда кающегося – на Самого Христа: «Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами…»

Четверг

Нет, примеры праведности и покаяния – не только древние, может, даже не столько.

Святые Андрей Критский и Мария Египетская в молении образу Богоматери Знамение. Именно в четверг на Каноне впервые звучат песнопения, посвященные прп. Марии Египетской, которая дала каждому христианину образец покаяния, изменения жизни. Песнописец все еще вспоминает времена Ветхого Завета, но все же больше говорит уже о себе – немощном, впадающем во грехи, не могущем самостоятельно преодолеть страсти. И – просит и просит Божия милосердия, помощи в изменении сердца:

«Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы».

Так, вооружившись надеждой на Христа и сознавая, сколь слаб и беден без Него, христианин вступает в поприще Четыредесятницы, чтобы пройти ее с радостью.