Неприкасаемые в Индии: жизнь на грани невидимого барьера
Москва, 10:15, 12 Июн 2024, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
38-летний Биджой Мандип относится к касте «шудр», или слуг — его отец и мать работали уборщиками мусора. Так же, как дедушка и бабушка. Формально деление на касты в Индии отменено по Конституции 1950 года, но на практике кастовая система продолжает существовать.
Как живется неприкасаемым в Индии
Согласно индийской конституции, дискриминация по кастовому признаку запрещена, а представителям «неприкасаемых» гарантированы места в правительстве, парламенте и учебных заведениях. В 1997 году «неприкасаемый» политик Кочерил Раман Нараян стал президентом Индии. Тем не менее, как говорит Биджой, он по-прежнему чувствует себя изгоем. «Старые люди на улице могут плюнуть в мою сторону, увидев, что я принципиально ношу ленточку „низшей касты“. Кастовой системе больше двух тысяч лет, и её не так легко выбросить из сознания народов республики».
Бизнесмен Кришна Сингх, в 1979-1984 годах учившийся в СССР, поясняет: «Есть четыре главных сословия, „варны“. Брахманы — это священники и жрецы. Кшатрии — воины и цари. Вайшья — торговцы и земледельцы. И низшая — шудры, слуги. Каждая каста разделяется ещё и на множество подкаст, и разобраться в них, если ты не индиец, невозможно. „Неприкасаемых“ называют далиты — в переводе с санскрита это „разбитые“, „отверженные“, „сломанные“. С 1933 года борцы за равноправие каст запустили в оборот название „дети бога“, объясняя, что к далитам благоволил Вишну, но оно не сильно-то прижилось».
Далиты считаются низшими участниками сословия шудр. Даже шудры зачастую относятся к ним с презрением. Далит Рания Батра рассказывает: «По Конституции Индии за дискриминацию человека по кастовому признаку можно попасть в тюрьму. Представителям „неприкасаемых“ гарантированы места в правительстве, в парламенте, в учебных заведениях. Но в быту я не знаю таких случаев, чтобы представитель касты брахманов женился на девушке-далите. От него отвернётся вся родня. Если же юноша-далит оказывает внимание девушке из „высшей касты“, его попросту убьют».
Внутреннее деление и предубеждения
Проблема в том, что сами «неприкасаемые» тоже подразделяются на касты. Далит Мохана Чандра, в 2002-2011 годах работавший в аппарате правительства штата Харьяна, говорит:
«Например, главным министром штата Уттар-Прадеш трижды избиралась Маявати — известный политик из наиболее презираемой в индуизме подкасты „дубильщиков кож“. Так какие-то „неприкасаемые“ сами не подавали ей руку — мол, мы же выше, чем она! Чтобы избавиться от своего клейма „низших людей“, далиты активно принимали ислам и христианство, но это их не спасло — свои подкасты существуют и среди индийских мусульман, и среди католиков и протестантов».
Несмотря на все усилия и реформы, предубеждения остаются. Бизнесмен Мукеш Митра отмечает, что в крупных городах ситуация немного лучше, но в маленьких городках и деревнях всё остаётся, как в средние века. «Если я в провинции обращусь с вопросом к девушке из „высшей касты“, меня могут избить, а то и убить — ведь я осквернил тем самым всю её семью».
Сегодня, хотя далиты составляют 17% населения Индии и 10% индийских чиновников, общество остаётся заложником своих древних предрассудков. Пока в сознании людей не произойдут реальные перемены, законы и реформы останутся лишь на бумаге.