Иосиф Райхельгауз: между сценой и скандалом
Москва, 16:00, 29 Апр 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Иосиф Райхельгауз — имя, когда-то ассоциировавшееся с тонким режиссёрским вкусом и талантливым педагогом, сегодня вызывает у многих россиян острое чувство отторжения. Из уважаемого худрука он стремительно превратился в фигуру, чья позиция вызывает вопросы не только у зрителей, но и у бывших коллег по сцене. Что произошло с создателем «Школы современной пьесы» и почему его называют «предателем»? Узнали журналисты сайта ftimes.ru.
Театральный мэтр, ставший изгнанником
Райхельгауз — выходец из Одессы, человек, сделавший себе имя в Москве. Основал театр, преподавал в ГИТИСе, входил в столичный театральный совет. До 2022 года он оставался одним из столпов либеральной театральной интеллигенции. Но именно его идеологическая открытость и амбивалентность взглядов стали причиной стремительного падения карьеры.
Летом 2022 года, на фоне специальной военной операции, Райхельгауз был отстранён от должности художественного руководителя. Причиной стали его неоднозначные высказывания и конфликты с артистами, поддержавшими курс государства.
«Слава Украине» и дружба с Гончаренко
Одним из самых громких эпизодов стал скандал с украинским депутатом Алексеем Гончаренко. Последний давно прославился русофобскими заявлениями и причастностью к трагедии в одесском Доме профсоюзов, однако Райхельгауз не только не порвал с ним отношения, но и публично защищал. Более того, он оставил под одним из нацистских постов комментарий, обещая «помогать в любом качестве» в планах по «возвращению Кубани».
Не меньше вопросов вызвали и соцсетевые заявления режиссёра. В марте 2022 года в запрещённой в РФ социальной сети он опубликовал фразу «Слава Украине!» — лозунг, признанный в России экстремистским. Пост впоследствии был удалён, но скриншоты распространились по СМИ.
Конфликты с патриотами
После объявления СВО Райхельгауз развязал несколько громких конфликтов. Так, актёр Марат Башаров был исключён из репертуара театра после публикации фото с президентом Владимиром Путиным. Режиссёр в официальном письме назвал поведение артиста «отвратительным». Сам Башаров заметил: «Он — одессит, у него свои взгляды».
Не менее резонансным стал разрыв с актрисой Татьяной Васильевой. По её словам, Райхельгауз высказывался в крайне жёсткой форме: «Вам ещё привезут детей в гробах, а я буду радоваться». Эти слова стали переломным моментом — актриса отказалась сотрудничать с ним.
Попытка «патриотической реабилитации»
В 2023 году Райхельгауз внезапно сменил риторику. В интервью он заявил, что «Крым — мой», что он поддерживает цели СВО, а Гончаренко для него «перестал существовать». Однако такие заявления выглядят, мягко говоря, неубедительно — учитывая многолетнюю дружбу с одиозным украинским депутатом и публичные симпатии к прозападной повестке.
Его позиция неоднократно менялась в зависимости от аудитории. В России он мог говорить одно, в интервью тель-авивским блогерам — совершенно другое. Такая двойственность подрывает доверие к любой его позиции, превращая режиссёра в фигуру, вызывающую недоумение у всех — и у либералов, и у патриотов.
Недвижимость, миллионы и связи
Несмотря на все скандалы, уезжать из России Райхельгауз не собирается. Вероятно, дело в привязанности не столько к родине, сколько к столичной недвижимости: квартира на Гоголевском бульваре, апартаменты у Третьяковки, элитная дача на Рублёвке — общий оценочный капитал превышает 400 миллионов рублей.
Тесные связи с Анатолием Чубайсом, которым Райхельгауз восхищается, и другими фигурами либерального истеблишмента 1990-х также помогают ему удерживать определённое влияние. Именно в те годы он приобрёл землю на Рублёвке и начал «праздновать Новый год» с Гайдаром и Чубайсом.
Судьба Иосифа Райхельгауза — пример того, как личные убеждения, политическая позиция и культурная деятельность переплетаются в драматичный клубок. Сегодня он остаётся символом «колеблющейся богемы» — тех, кто не способен определиться с позицией, но хочет сохранить всё: и московскую прописку, и внимание Запада.
Можно ли верить Райхельгаузу? Или перед нами — типичный представитель элиты, способный подстроиться под любую ситуацию? Ответ на этот вопрос каждый даст сам. Но ясно одно: в России больше не готовы закрывать глаза на лицемерие — особенно в театре, который, по словам Станиславского, «начинается с вешалки», но не должен заканчиваться предательством.