Ученые открыли гены, регулирующие ожирение у мышей и человека

Москва, 12:29, 20 Авг 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Сжигания жира во время сна или отдыха, которое приводит к потере веса, звучит как обещание от шарлатана, но новые генетические исследования причин ожирения предполагают, что это может быть возможным.

Исследователи обнаружили генетический «переключатель» внутри жировых клеток, который может ускорить метаболизм, побуждая организм сжигать лишний жир в виде тепловой энергии даже без занятий спортом.

Лабораторные мыши потеряли половину своего веса после того, как исследователи задействовали этот генетический переключатель. Исследование человеческих жировых клеток показало, что процесс может работать так же и у людей. Этот недавно обнаруженный генетический путь потребует, минимум, 5 лет для испытаний на людях.

Ожирение является глобальной проблемой для общественного здравоохранения, затрагивающей более 500 миллионов человек во всем мире и обходится, по меньшей мере, в $200 млрд. ежегодно в одних только Соединенных Штатах. Лишний вес является одной из ведущих причин смерти, включая болезни сердца, инсульт, диабет 2 типа и рак.

«Это просто чума в нашем обществе, так что возможность, обратная ожирению, действительно может иметь социальные последствия», — считает профессор Келлис из Кембриджа.

Предыдущие исследования тесно связали ген, называемый FTO, с ожирением, но до сих пор ученым не удалось выяснить, как именно мутации этого гена заставляют людей полнеть на десятки и сотни килограмм.

Исследователи обнаружили, что мутация ожирения активируется двумя другими генами — IRX3 и IRX5, которые находятся внутри клеток, вырабатывающих жировую ткань.

Кроме варианта сжигать во время тренировок больше калорий, чем съедаешь, можно похудеть и путем сжигания жира в виде тепла — этот процесс называется термогенез. Термогенез активируется, когда вы выходите на холод, например, сжигая жир, чтобы помочь держать внутренние органы в тепле.

IRX3 и IRX5 выступают в качестве переключателей процесса термогенеза, заставляя ваш организм накапливать излишки энергии в жировых клетках, а не сжигать его, обнаружили исследователи.

Исследования в лабораторных мышах показали, что ингибирование IRX3 заставило их похудеть и увеличить энергию сжигания, не влияя на их уровень физической активности или на их аппетиты. Они также показали устойчивость к пище, с высоким содержанием жиров.

Путем ингибирования этих генов, ученые увеличили сжигания жира в клетках у людей, которые имеют генетический риск ожирения. Обратное тоже было верно: повышение IRX3 и IRX5 генов снижало темпы сжигания жира в ткани, взятой от людей, генетически не склонных к ожирению.

«Это важный результат, который показывает, в дополнение к диете и физическим упражнениям, тучность может быть результатом изменения на клеточном уровне», — заявили ученые.