Приходит технология чтения мозгов, но Закон не готов защитить людей

Москва, 16:28, 30 Авг 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

В эпоху нейрокапитализма ваш мозг нуждается в новых правах.

 

«Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе», — цитата антиутопического романа Джорджа Оруэлла «1984», опубликованного в 1949 году.

 

За последние несколько недель Facebook и Neuralink Илона Маска объявили, что они создают технологию, чтобы буквально читать ваши мысли.

Компания Марка Цукерберга финансирует исследование интерфейсов мозг-компьютер (BCI), которые могут воспринимать мысли непосредственно из ваших нейронов и переводить их в слова. Исследователи говорят, что они уже создали алгоритм, который может декодировать слова из мозговой деятельности в режиме реального времени.

А компания Маска создала гибкие «нити», которые могут быть внедрены в мозг и однажды позволят вам управлять своим смартфоном или компьютером только своими мыслями. Маск хочет начать тестирование на людях к концу следующего года.

Другие компании, такие как Kernel, Emotiv и Neurosky, также работают над технологиями мозга. Они говорят, что используют их в этических целях, например, помогают людям с параличом контролировать свои устройства.

Это может звучать как научная фантастика, но это уже начало изменять жизнь людей. За последние двенадцать лет несколько парализованных пациентов получили мозговые имплантаты, которые позволяют им перемещать компьютерный курсор или управлять роботизированными руками. Имплантаты, способные читать мысли, все еще находятся в отдалении от коммерческой доступности, но исследования в этой области продвигаются быстрее, чем думают большинство людей.

Ваш мозг, последний рубеж приватности, может не оставаться личным делом слишком долго.

Некоторые нейроэтики утверждают, что вероятность неправильного использования этих технологий настолько велика, что нам нужны обновленные законы о правах человека — новая «судебная практика ума» — чтобы защитить нас. Технологии могут вмешиваться в права, которые являются настолько базовыми, что мы можем даже не думать о них как о правах, например, о нашей способности определять, где кончается наша сущность и начинаются машины. Наши действующие законы не приспособлены для решения этой проблемы.

 

4 новых права, которые нужно закрепить в законе

 

Несколько стран уже размышляют о том, как справиться с «нейронными правами». В Чили два законопроекта, которые сделают защиту данных мозга правом человека, будут представлены парламенту для голосования в ноябре, отчасти благодаря поддержке нейробиолога Рафаэля Юсте. В Европе ожидается, что в этом году выпустят новый свод принципов, регулирующих использование данных мозга.

Одним из главных людей, добивающихся этих новых прав человека, является нейроэтик Марчелло Иэнка, исследователь в ETH Zurich, одном из ведущих европейских научно-технических университетов. В 2017 году он выпустил документ с изложением четырех конкретных прав для нейротехнологий, которые, по его мнению, должны быть закреплены в законе. У него спросили, что он думает о недавних откровениях из Facebook и Neuralink.

 

«Я очень обеспокоен коммерциализацией данных о мозге на потребительском рынке», — сказал Иэнка. «И я не говорю о надуманном будущем. У нас уже есть потребительская нейротехника, и люди обменивают свои мозговые данные на услуги от частных компаний».

 

Он упомянул нейрогейминг, где вы управляете своими движениями в видеоигре, используя свою мозговую активность, а не традиционный контроллер, и самоконтроль, где вы используете носимые устройства, скажем, для мониторинга вашего сна.

 

«Я испытываю желание назвать это нейрокапитализмом», — пришел к выводу Иэнка.

 

Технология BCI включает в себя системы, которые «читают» нейронную активность для декодирования, часто с помощью программного обеспечения для обработки искусственного интеллекта, и системы, которые «пишут» в мозг, предоставляя ему новые входные данные для фактического изменения его функционирования. Некоторые системы делают оба действия.

 

Когда Иэнку попросили объяснить каждое из четырех прав человека, которые, по его мнению, нам нужны, и привести конкретный пример того, как нейротехнология может нарушать его, он предложил несколько пугающих сценариев, некоторые из которых уже реализуются.

 

  1. Право на познавательную свободу

Вы должны иметь право свободно решать, хотите ли вы использовать данную нейротехнологию или отказаться от нее.

 

В Китае правительство уже извлекает данные из мозгов некоторых сотрудников, заставляя их носить шапки, которые сканируют их мозговые волны на предмет депрессии, тревоги, ярости или усталости.

Иэнка добавил, что американские военные также изучают нейротехнологии, чтобы сделать солдат более пригодными для службы. Вниз

 

  1. Право на неприкосновенность частной жизни

Вы должны иметь право скрывать данные своего мозга или публично делиться ими.

 

Право хранить молчание и принцип против самообвинения, закрепленный в Конституции США, могут стать бессмысленными в мире, где власти уполномочены подслушивать ваше психическое состояние без вашего согласия.

 

  1. Право на психическую неприкосновенность

Вы должны иметь право не причинять физический или психологический вред от нейротехнологий.

 

BCI, оснащенные функцией «записи», могут обеспечить новые формы «промывания мозгов», теоретически позволяя всевозможным людям контролировать наш разум: религиозные власти, которые хотят внушать людям, политические режимы, которые хотят подавить инакомыслие, террористические группы, ищущие новых рекрутов.

Более того, устройства, подобные тем, которые создаются Facebook и Neuralink, могут быть уязвимы для взлома. Что произойдет, если вы используете одно из них, и злоумышленник перехватит сигнал Bluetooth, увеличивая или уменьшая напряжение тока, который поступает в ваш мозг — таким образом, делая вас более подавленным, скажем, или более сговорчивым?

 

  1. Право на психологическую преемственность

Вы должны иметь право на защиту от изменений в вашем ощущении себя, которые вы не разрешили.

 

В одном исследовании эпилептическая женщина, получившая BCI, почувствовала такой радикальный симбиоз, что, по ее словам, «это стало мной». Затем компания, которая вживила устройство в ее мозг, обанкротилась, и ее заставили удалить обрудование. Она плакала, говоря: «Я потеряла себя».

 

Учитывая беспокойство по поводу нейрокапитализма, Иэнка ответил «да» на вопрос, следует ли выводить нейротехнологии из-под контроля частных компаний и реклассифицировать их как общественные блага. По его мнению, это нужно для того, чтобы не допустить причинения вреда компаниям, и для того, чтобы они не могли предоставлять выгоды только богатым людям, которые могут платить за их продукцию.

Трудно сказать, будут ли нейронные сети Иэнка или Европы или Чили эффективно контролировать риски нейротехнологий. Но, учитывая, насколько быстро развивается эта технология, кажется, что нам понадобятся новые законы, чтобы защитить нас, и сейчас пришло время экспертам сформулировать наши права. Законодатели движутся медленно, и, если мы будем ждать появления таких устройств, как Facebook или Neuralink, может оказаться уже слишком поздно.