Ограниченный инструмент: стоит ли менять денежно-кредитную политику ЦБ

Москва, 15:26, 25 Окт 2017, редакция FTimes.ru, автор Светлана Леонтьева.

Сегодня в России продолжаются дискуссии по вопросу о том, насколько адекватной является денежно-кредитная политика Центрального банка, и не опоздал ли он с понижением ключевой ставки, если учесть тот факт, что уровень годовой инфляции уже ощутимо ниже 4-процентной цели, озвученной ранее регулятором. На фоне структурного профицита ликвидности в банковском секторе Центробанк не имеет возможности опускать ставку агрессивно. РБК пишет об этом со ссылкой на главу совета Московской международной валютной ассоциации Кирилла Тремасова.

Годовой темп инфляции по состоянию на середину текущего месяца достиг лишь 2,7 процента, указывает эксперт. Актуальности добавляет этому обсуждению и приближающаяся пятница, 27 октября — дата заседания членов совета директоров ЦБ, на котором регулятор примет очередное решение по ставке.

«Дать однозначный ответ на этот вопрос довольно сложно, — констатировал специалист. — Однако, следует четко понимать то, что диапазон уровней инфляции на протяжении последних нескольких лет был достаточно большим. В начале 2015-го мы наблюдали показатель в 17 процентов годовых. И если речь начинает идти о подобных колебаниях, то отклонение от цели, даже несущественное, удивлять никого не должно».

«Опоздал» ли регулятор с понижением ключевой ставки, можно будет в 2018 году, если экономисты будут стабильно фиксировать уровень инфляции в два-три процента, то есть если он будет ниже таргета. Кирилл Тремасов не рекомендует забывать при этом о том, что решения ЦБ, меняющие ставку, отражаются на экономическом секторе с довольно заметным временным лагом – вплоть до одного года. Стимуляция роста в задачах Банка России не фигурирует, но дискуссии по вопросу ставки идут в контексте воздействия на экономику денежно-кредитной политики.

В уходящем году, в особенности во втором квартале, экономическая активность восстанавливалась в России весьма уверенно. Другими словами, вовсе непохоже на то, что чересчур жесткая политика национального финансового регулятора каким-то образом подавляла общую деловую активность нашей страны.

Другой вопрос заключается в том, что рост этот пока крайне неустойчивый. Мы наблюдали восстановление и повышение после по сути двух лет спада. Теперь же налицо потребность в принципиально иных механизмах подъема.

На потребительскую активность надежды нет

Потребительская активность роль эту играть пока не может. Реальные доходы россиян (номинальные доходы населения за минусом обязательных платежей с поправкой на уровень инфляции – ред.) рост не демонстрируют. Более того, можно даже говорить о том, что они достигли дна, утверждает эксперт.

«Итогом предыдущего месяца оказалась цифра в минус 0,3 процента год к году, — отмечает Тремасов. – Росстат же отчитывается при этом о росте реальных заработных плат в России. Нужно понимать, что обеспечивают данный показатель преимущественно зарплаты бюджетников, а также сотрудников средних и крупных предприятий и компаний, а доходы предпринимателей, как и доходы представителей малого бизнеса, по-прежнему сегодня падают».

В следующем году, по словам руководителя Московской международной валютной ассоциации, картину смогут немного улучшить очередная индексация заработных плат наших соотечественников, а также рост инвестиционной активности. Вот только об ускорении роста экономики РФ говорить в 2018-м не придется: он будет оставаться в пределах значений от полутора до двух процентов, полагает эксперт. Что же касается доходов россиян, то к докризисному показателю они возвратятся не раньше, чем в 2020–2021 гг., убежден Тремасов.

Способен ли ЦБ улучшить динамику?

Может ли вмешаться в сложившуюся на данный момент ситуацию Центральный банк? Способен ли регулятор поспособствовать улучшению данной динамики какими-либо действиями и мерами?

«К примеру, выбрав темп пошагового понижения ключевой ставки — 25, затем 50 пунктов либо больше. Едва ли, — заявил специалист. – Смягчать денежно-кредитную политику агрессивно регулятор не может по целому ряду причин. Одной из важнейших проблем экономисты считают сейчас структурный профицит ликвидности в банковском секторе России. Наши банковские учреждения получают больше средств, чем уходит из них впоследствии в экономику, к примеру, в виде кредитов. Но избыточная ликвидность при резком снижении ставки довольно стремительно может отразиться на всем рынке, спровоцировав даже инфляционный всплеск».

В свою очередь сам профицит является производным от той политики, которую проводят сегодня правительство и Центральный банк России. Огромное множество важнейших операций, таких, например, как расходование средств Резервного фонда либо оздоровление банковского сектора посредством подконтрольного регулятору Фонда консолидации банковской отрасли, носят по факту чисто эмиссионный характер, побуждая Центробанк России печатать рубли. С учетом данных ограничений нужно давать реалистичные оценки вероятности понижения ставки регулятором, акцентировал внимание эксперт.

В бурных спорах относительно того, жесткая ли политика у Центробанка, не следует забывать о том, что низкий уровень инфляции представляет собой безусловное благо для всей экономики, поскольку он повышает степень определенности как для рядовых наших сограждан, так и для представителей бизнес-сообщества. Для кого-то переход к невысокой инфляции напрямую связан с понижением рентабельности, для тех же банков, например. Однако, главной задачей бизнеса является успешная адаптация к переменам, а целью финансового регулятора должно быть удержание инфляции на заявленном уровне в течение нескольких лет — приблизительно четыре процента, после чего следует переход к таргетированию тех показателей, которые характерны для развитых государств мира — это два-три процента в год.

Ранее портал Ftimes.ru сообщал о том, что ЦБ признал незаконным списание комиссий с просроченных счетов клиентов.