У женщин с анорексией или ожирением отмечается низкий уровень «нейростероида счастья»

Москва, 18:39, 12 Ноя 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Женщины, которые борются с нервной анорексией или ожирением, имеют низкие уровни нейроактивного стероида, известного как аллопрегнанон, метаболит гормона прогестерона. К такому выводу пришло новое исследование, опубликованное в журнале Neuropsychopharmacology.

Предыдущие исследования связывают низкие уровни аллопрегнанона с депрессией и беспокойством, которые являются общими симптомами настроения как при анорексии, так и в ожирении. Низкие уровни аллопрегнанона также были обнаружены у людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Но до сих пор влияние этого химического вещества на настроение не измерялось у женщин с анорексией или ожирением.

Аллопрегнанон связывается с рецепторами и усиливает сигнал нейромедиаторной гамма-аминомасляной кислоты, как правило, создавая позитивный настрой и чувство благополучия. Более 50% женщин с нервной анорексией имеют депрессию или тревогу, а 43% взрослых, страдающих ожирением, страдают депрессией.

«Депрессия — невероятно распространенная проблема, особенно у женщин, а также особенно в экстремальных условиях весового спектра», — сказала доктор Карен Миллер, профессор медицины Гарвардской медицинской школы.

«Надежда состоит в том, что большее понимание механизмов, способствующих этим расстройствам, включая нарушения регуляции гормонов и их нейроактивных метаболитов, может привести к новым целенаправленным методам лечения в будущем».

В исследовании участвовали:

  • 12 женщин с нервной анорексией с аменореей (без менструальных периодов), чьи индексы массы тела были меньше 18,5;
  • 12 женщин с нормальным весом с ИМТ от 19 до 24;
  • 12 женщин с ожирением с ИМТ 25 и выше.

Ни одна из женщин ранее не получала диагноз депрессии или когда-либо принимала антидепрессанты. Средний возраст участников составил 26 лет.

Участники сдали образцы крови и заполнили вопросники для измерения уровня депрессии и тревоги. Лаборатория использовала газовую хроматографию и масс-спектрометрию для сбора чрезвычайно малых уровней половых гормонов и метаболитов в сыворотке крови пациентов, слюне и мозговой ткани.

Исследователи обнаружили, что у женщин с нервной анорексией и у женщин с ожирением уровень аллопрегнанона в крови на 50% ниже, чем у женщин с нормальным ИМТ. У женщин с клиническим ожирением, уровень аллопрегнанона примерно на 60% ниже, чем у женщин с нормальным весом.

Кроме того, уровни аллопрегнанона у всех участников коррелировали с тяжестью симптомов депрессии и тревоги, указанных в анкетах. У участников с более низкими уровнями аллопрегнанона была более выраженная симптоматика депрессии.

«Мы начинаем видеть все больше доказательств того, что низкие уровни аллопрегнанона тесно связаны с депрессией, беспокойством, посттравматическим стрессовым расстройством и другими расстройствами настроения», — сказал доктор Грациано Пинна, профессор психиатрии в Университете штата Иллинойс.

Исследователи также обнаружили, что уровни прогестерона были одинаково низкими во всех группах. Это говорит о том, что низкие уровни аллопрегнанона могут быть вызваны неправильным функционированием ферментов, ответственных за метаболизм прогестерона.

«Женщины с нервной анорексией имели низкий прогестерон, потому что они были аменореактивными, а у других двух групп также были низкие уровни прогестерона, потому что их кровь была взята в фолликулярной фазе, когда прогестерон естественным образом низкий», — поясняет Пинна.

«Мы обнаружили, что женщины с ожирением имеют более низкие уровни аллопрегнанона, чем обычные участники весовой категории, добавляя растущие доказательства того, что этот стероид участвует в депрессии и тревоге, независимо от того, сколько прогестерона доступно для начала».

Пинна полагает, что ферменты, которые превращают прогестерон в аллопрегнанон, могут не работать должным образом, вызывая уменьшение аллопрегнанона, приводящее к расстройствам настроения.

«Препараты, повышающие эффективность этих ферментов, могут быть полезны для повышения уровня аллоидов», — сказал он. «Но нужно больше исследований, чтобы точно определить дефицит метаболизма прогестерона в аллопрегнанон, чтобы можно было разработать прецизионные лекарства, использующие аллопрегнанон в качестве биомаркера».