Российские энтомологи открыли новый вид бабочек Polyommatus australorossicus

Москва, 19:05, 27 Ноя 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

С виду похожее на популяцию обычного вида бабочек, существо оказалось совершенно новым организмом, и, более того, с очень своеобразной организацией генома.

Совершенное Владимиром Лухтановым, энтомологом и эволюционным биологом в Зоологическом институте в Санкт-Петербурге, Россия и Александром Данченко, энтомологом и химиком в Московском государственном университете, поразительное открытие получило название «Южнорусская голубая» (Polyommatus australorossicus). Было обнаружено, что этот вид обитает над северными склонами гор Кавказа на юге Российской Федерации. Исследование опубликовано в журнале открытого доступа «Сравнительная цитогенетика».

«Эта публикация — долгожданное завершение 20-летней истории», — говорит Владимир Лухтанов.

В середине 90-х годов Владимир Лухтанов вместе со своими учениками и сотрудниками начал исчерпывающее исследование российских бабочек с использованием ряда современных и традиционных методов исследования. В 1997 году Александр Данченко, в основном ориентированный на экологию бабочек, изучил несколько синих бабочек с северных склонов гор Кавказа. Они выглядели типичными на первый взгляд и были идентифицированы как «Азербайджанская голубая» (Polyommatus aserbeidschanus).

Однако, когда ученые рассмотрели их под микроскопом, стало ясно, что у них было 46 хромосом — очень необычное число для этой группы голубых бабочек и точно такое же количество, как у людей.

Polyommatus australorossicus

Проведя двадцать лет, изучая хромосомы более ста видов голубых бабочек и секвенируя ДНК из всех близкородственных видов, исследователи выясняли уникальность обнаруженной бабочки и ее набора хромосом.

На протяжении многих лет исследования выяснилось, что гусеницы генетически родственных видов в изученной группе бабочек питаются различными, но сходными растениями. Это открытие позволяет энтомологам не только открывать новые виды бабочек с помощью ботанической информации, но и защищать их.

«Мы гордимся нашими исследованиями, — говорит Владимир Лухтанов. «Это в значительной степени способствует изучению биоразнообразия и пониманию механизмов биологической эволюции».