Ученые разобрались, как летучие мыши умудряются охотиться стаями

Москва, 14:53, 29 Янв 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Отдельные летучие мыши испускают сигналы сонара в темноте, используя эхо от них, чтобы определять и выявлять потенциальную добычу. Но ведь когда мыши охотятся большими группами, их сигналы часто накладываются друг на друга, создавая проблему, напоминающую радиолокационные помехи. Ученые решили выяснить, как летучие мыши преодолевают эту какофонию, чтобы прокормиться и выжить в дикой природе?

Новое исследование Тель-Авивского Университета определяет механизм, который позволяет отдельным летучим мышам выделиться из толпы. Оказывается, что для отдельных особей удается избежать перекрытия их сигнала за счет увеличения объема, длительности и частоты повторения.

Разгадка этого механизма может дать ценную информацию для военных и гражданских радиолокационных систем, которые подвержены электронным помехам.

Летучие мыши часто летают группами и полагаются на очень похожие звуки, чтобы найти себе пищу. Они имеют дело с двумя проблемами: мыши должны обнаружить слабые отголоски в кластере шума, и если им удается получить эхо, они должны опознать его, как свое собственное.

Учеными были испытаны летучие мыши в ситуациях, имитирующих высокую плотность рукокрылых. Они воспроизводили эхолокацию множества рукокрылых из нескольких динамиков, чтобы заглушить эхо пяти летающих летучих мышей Pipistrellus kuhlii, имитируя естественное положение многих летучих мышей, летающих в непосредственной близости. В условиях жестких помех, летучие мыши, излучали сигналы с большей интенсивностью и большей продолжительностью, но не меняли тональность своих сигналов, как считалось ранее.

До этого на мышей цепляли миниатюрные микрофоны, создав первую в мире запись мышиных частот в режиме реального времени.

Оказалось, что летучие мыши не «избегают помех», как предполагали в прошлом другие ученые. Они просто опознают их собственные голоса.

Если мыши оказывались в сложной эхолокационной обстановке, они подавали сигналы в два раза чаще — каждые 50 миллисекунд вместо обычных 100 миллисекунд.

По словам ученых, это исследование может дать толчок к развитию радиолокационных систем в наших автомобилях, которых могут быть многие сотни на улицах города.