К Генпрокурору Юрию Чайке обратились с просьбой возобновить дело советника Роскосмоса Ракитиной о взятке

Москва, 13:48, 09 Июн 2018, редакция FTimes.ru, автор Юрий Хворостов.

Госкорпорация по космической деятельности Роскосмос в настоящее время одна из наиболее часто упоминаемых в прессе государственных корпораций. С одной стороны, ее популярность во многом связана с многочисленными научными открытиями и достижениями, с другой — несколько лет назад Роскосмос оказался замешан в нескольких делах, связанных с многомиллионными хищениями. В конце мая текущего года Президент России Владимир Путин свои указом передает бразды правления госкорпорацией в руки бывшего вице-премьера Дмитрия Рогозина. Под руководством опытного руководителя Роскосмос ожидают большие перемены. Но начало пути нового главы корпорации омрачились эхом коррупционного скандала 2016 года. Новое дело поражает не только суммами, но и нелепостью сложившейся ситуации.

Верните взятку, или Абсурд в чистом виде

Ситуация уникальна по степени абсурдности. И разворачивается она вокруг советника Роскосмоса по страхованию и бывшей жены погибшего в СИЗО Владимира Евдокимова Валентины Ракитиной. Полтора года назад муж Ракитиной был задержан по обвинению в мошенничестве на сумму более 200 млн.рублей, а в недавнем прошлом сама Ракитина была привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу о взятке. Ей вменяли посредничество в передаче взятки в особо крупном размере, а именно, более 80 млн.рублей (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ). Но ей, как ранее сообщало ИА ТАСС, удалось не только добиться снятия обвинения в отношении себя, но и сделать из одного из сообщников (Александра Малофеева) своим должником. С этой целью Ракитина обратилась в Управление «М» ФСБ России с заявлением о мошенничестве, после чего заявила гражданский иск, и в обеспечение возврата денег по нему имущество Малофеева было арестовано.

Из текста протокола допроса от 22 апреля 2017 года следует, что Валентина Ракитина передала по договоренности со своим мужем Александру Малофееву 80 379 868,08 рублей для дальнейшей их передачи сотрудникам центрального аппарата СК России и Управления «П» ФСБ России в качестве платы за изменение формулировки обвинения Владимира Евдокимова, изменение в отношении него меры пресечения на домашний арест и отмену этапирования его в другой СИЗО.

В ответ на отказ Генеральной прокуратуры в возбуждении уголовного дела в отношении Валентины Ракитиной адвокат Александра Малофеева Денис Никитенко, подал жалобу на имя Генерального прокурора России. В качестве основного довода в защиту своей позиции он указал, что Валентина Ракитина сама призналась в том, что собирала деньги и передала их с целью дачи взятки сотрудникам ЦА СК России и ФСБ за прекращение уголовного дела в отношении ее супруга, а в результате проходит по делу не обвиняемой, а потерпевшей.

Хроника одного преступления

Первое упоминание этой истории относится к осени 2016 года, когда топ-менеджер Роскосмоса, а по совместительству, муж Валентины Ракитиной Владимир Евдокимов стал главным фигурантом дела по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Ему вменялось хищение имущества на сумму, превышающую 200 млн.рублей. В целях исполнения решения суда об избрании меры пресечения Владимир Евдокимов был помещен в СИЗО-5, так называемый «Водник», где в марте 2017 года его нашли мертвым в одной из камер.

Следователи выяснили, что в период своего нахождения в изоляторе Владимир Евдокимов заручился поддержкой своего сокамерника Дионисия Золотова, известного по резонансному делу о фешенебельных камерах в «Матросской тишине», с целью прекращения дела в отношении Евдокимова. Согласившись, Золотов познакомил его со своим адвокатом Малофеевым, с которым в дальнейшем взаимодействовала Ракитина.

Валентина Ракитина сообщила следователю, что на протяжении всего времени нахождения Владимира Евдокимова в «Воднике», он связывался с ней по телефону и Ватсап. Во время одного такого разговора он рассказал, что его сокамерником является Дионисий Золотов, благодаря связям которого появилась возможность изменить меру пресечения на домашний арест, переквалифицировать его действия на менее тяжкие, а со временем прекратить дело в связи с истечением срока давности.

От Ракитиной требовалось найти и передать Малофееву 80 млн.рублей. Сначала была озвучена сумма в 50 млн.рублей. Ракитина показала, что эти деньги были платой за переквалификацию деяния, изменение меры пресечения и последующее закрытие дела. Затем он потребовал еще 30 млн.рублей, чтобы отменить распоряжение на перевод Евдокимова в другое СИЗО. Муж пояснил Ракитиной, что, озвучивая изначальную цену, Дионисий Золотов забыл учесть долю лиц, к компетенции которых относится перевод подследственных не только из камеры в камеру, но и из одного СИЗО в другое. В итоге цена вопроса составила 80 млн.рублей.

В качестве подтверждения своей позиции адвокат Денис Никитенко привел слова самой Ракитиной, показавшей следующее: «Вечером 2 марта 2017 года я созвонилась с Евдокимовым и сообщила, что передала денежные средства. На что он ответил, что указанная сумма передавалась в связи с тем, что 24 марта центральным аппаратом Следственного комитета Российской Федерации должен быть сформирован пакет документов для направления уголовного дела в отношении Евдокимова В.Г. в суд, где будет принято процессуальное решение в соответствии с достигнутой договоренностью. Таким образом, видимо, что сокамернику Евдокимова В.Г. — Денису удалось каким-то образом найти контакты с представителями центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, которые за указанную выше сумму согласились изменить меру пресечения Евдокимову В.Г., а в дальнейшем переквалифицировать его действия с тяжкой статьи обвинения на более мягкую. 3 марта 2017 года во второй половине дня Евдокимов В.Г. позвонил и сообщил, что деньги получены («цветочная доставка получена, жди меня 24 марта»). 

Следователям Ракитина неоднократно говорила, что она была осведомлена о том, зачем мужу требовались деньги. Помимо этого, она не скрывала, что на протяжении всего времени его нахождения в СИЗО регулярно пополняла указанный Евдокимовым электронный кошелек. Муж говорил, что это была плата за комфорт: содержание в удобной камере, еду из ресторанов, алкоголь, табак, средства связи и т.д. 

В процессе расследования были выявлены признаки совершенного преступления и фигурантами по делу стали несколько человек: сотрудник ФСИН России, обвиняемый в получении взятки в размере 5 млн.рублей, адвокат Александр Малофеев, выступавший в роли посредника при ее передаче и его доверитель Дионисий Золотов, как организатор мошеннической схемы. Валентину Ракитину эта участь миновала. После смерти мужа ей стало ясно, что Золотов и Малофеев обманом завладели ее деньгами. Она обратилась в правоохранительные органы и обвинила сообщников в хищении у нее 80 млн.рублей. 

На выходе получаем парадоксальную ситуацию. Валентина Ракитина подробно рассказывает о своей роли в коррупционной схеме, не отрицая, что передала Малофееву 80 млн.рублей в качестве вознаграждения сотрудникам Следственного комитета России, затем пишет заявление о хищении у нее этих денег и вместо обвиняемой становится потерпевшей.

Адвокат Владимир Козин, представляющий интересы Валентины Ракитиной, сообщил представителям прессы, что прокуратура освободила его подзащитную от уголовной ответственности. Несмотря на попытку Следственного комитета РФ обжаловать это решение, Генпрокуратура оставила его в силе.

Из сказанного адвокатом можно сделать вывод, что изменение процессуального статуса Валентины Ракитиной следователю кажется незаконным. Обвинение предъявлено Дионисию Золотову, обещавшему за взятку «уладить» дело, сотруднику ФСИН, обвиняемому в получении взятки,  Александру Малофееву, выступившему посредником в передаче взятки. Ракитина же, признавшаяся что принимала непосредственное участие в этих денежных махинациях, вместо перспективы отказаться за решеткой, признается потерпевшей и получает все права на возврат своих 80 млн.рублей. А ведь она не только не могла не понимать, что совершает преступление, но еще и созналась в нем.

Представляющий интересы Александра Малофеева адвокат Денис Никитенко добавил: «Ракитина обратилась в Управление «М» ФСБ России с заявлением о мошенничестве в отношении нее и Евдокимова, не сообщая, при этом, что сама, совместно с Евдокимовым совершила коррупционное преступление против интересов государства. Защита подала жалобу в Генеральную прокуратуру РФ с требованием отменить постановление Заместителя Генерального прокурора РФ об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Ракитиной В.А.». 

Журналистам адвокат Никитенко заявил следующее: «Прошу считать мой комментарий официальным обращением к Генеральному прокурору Юрию Чайке, Председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину и Директору ФСБ России Александру Бортникову».