Обнаружены следы столкновения Млечного Пути с Галактикой Сосисок — Кембридж

Москва, 11:54, 04 Июл 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Международная команда астрономов обнаружила древнее и драматическое столкновение между Млечным Путем и меньшим объектом, получившим название «Галактика Сосисок». Космическая катастрофа была определяющим событием в ранней истории Млечного Пути и изменила структуру нашей галактики, создавая внутреннюю выпуклость галактики и ее внешний ореол, сообщают астрономы Кембриджа в серии новых научных работ.

Ученые предполагают, что около восьми-десяти миллиардов лет назад неизвестная карликовая галактика врезалась в наш Млечный Путь. Карлик не выжил. Он быстро развалился, и его обломки теперь парят вокруг нас.

«Столкновение разорвало карлика в клочья, оставив его звезды движущимися на очень радиальных орбитах, как иглы», — поясняет Василий Белокуров из Кембриджского университета и Центра вычислительной астрофизики в Институте Уоллирона в Нью-Йорке. «Пути этих звезд приближают их к центру нашей галактики. Это сигнальный знак, что карликовая галактика вошла на действительно эксцентричную орбиту, и ее судьба была завершена».

Основные черты этого необычного события изложены в нескольких новых научных статьях. Ученые из Кембриджа использовали данные спутника «Гайя» Европейского космического агентства. Этот космический корабль отображает звездное содержание нашей галактики, регистрируя путешествия звезд по мере их прохождения по Млечному Пути. Благодаря Гайе астрономы теперь с беспрецедентной точностью знают положения и траектории наших небесных соседей.

«Пути звезд от галактического слияния заработали прозвище «Гайская Сосиска», — сказал Вин Эванс из Института астрономии Кембриджа. «Мы построили скорости звезд, и форма сосиски просто «выскочила» на нас. Когда маленькая галактика распалась, ее звезды были выброшены на очень радиальные орбиты. Эти звезды Сосиски — то, что осталось от последнего крупного слияния Млечного Пути».

Сейчас происходят слияния, например, между карликовой эллиптической галактикой в Стрельце и Млечным Путем. Однако галактика Сосисок была намного более массивной. Ее общая масса в газе, звездах и темной материи была в 10 миллиардов раз больше массы нашего Солнца. Когда она врезалась в молодой Млечный Путь, это вызвало много хаоса. Траектория удара означала, что диск Млечного Пути, вероятно, оказался вздутым или даже разрушен после удара, и Млечному Пути пришлось создать новый диск. В то же время обломки Сосиски были разбросаны по всей внутренней части Млечного Пути, создавая «выпуклость» в центре нашей галактики и окружающий «звездный ореол».

«Численное моделирование галактического разлома может воспроизвести эти особенности», — сказал Денис Эркаль из Университета Суррея.

В симуляциях, которыми руководил Эркаль и его коллеги, звезды из галактики Сосисок входят в растянутые орбиты. Орбиты далее удлиняются растущим диском Млечного Пути, который набухает и становится толще после столкновения.

Новое исследование также выявило, по крайней мере, восемь крупных сферических скоплений звезд, называемых шаровыми скоплениями, которые были привлечены в Млечный Путь галактикой Сосисок. Малые галактики обычно не имеют собственных шаровых скоплений, поэтому галактика Сосисок была достаточно большой, чтобы вмещать в себя собственные кластера.

«Несмотря на то, что у Млечного Пути было много спутников-карликов, это был самый большой из них», — сказал Сергей Копосов из Университета Карнеги-Меллона, который подробно изучил кинематику звезд Сосиски и глобулярного кластера.

Лобовое столкновение галактики Сосисок было определяющим событием в ранней истории Млечного Пути. Оно создало толстый диск и внутренний звездный ореол. Несмотря на то, что это слияние произошло в очень далекую эпоху, звезды в галактике Сосисок можно выделить сегодня. Память об этом событии сохраняется в кинематике и химии ее звезд. Благодаря спутнику Гайя астрономы имеют удивительные данные, с помощью которых мы можем заглянуть в очень далекое прошлое и воссоздать предысторию нашего галактического дома.