Калифорнийские ученые нашли 8 000 неожиданно эффективных новых комбинаций антибиотиков

Москва, 13:37, 03 Сен 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Специалисты Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA) поставили под сомнение устоявшееся мнение, что сочетание более 2 антибиотиков в борьбе с патогенами ведет к уменьшению эффекта.

Предполагалось, что эффективность комбинации 3-5 препаратов мало отличается от действия одного, либо, что лекарства аннулируют полезные свойства друг друга, сообщает eurekalert.org. Теперь биологи UCLA открыли тысячи сочетаний 4-5 антибиотиков, лучше справляющихся с болезнетворными бактериями, чем предполагалось. Свои выводы команда представила в Systems Biology and Applications. Они могут стать серьезным шагом к защите общественного здоровья в период распространения устойчивых к антибиотикам бактерий.

«Существует традиция использовать один, иногда, два средства, — сказала Памела Йех, один из ведущих авторов работы. – Мы предлагаем многообещающую альтернативу. Не стоит ограничивать себя комбинациями из 1-2 лекарств. Мы думаем, что некоторые из новых сочетаний сработают лучше существующих антибиотиков».

Ученые работали с 8 препаратами, анализируя все возможные комбинации из 4-5 средств, включая разные дозировки. Всего они проверили эффективности 18 278 сочетаний против кишечной палочки. Авторы предполагали, что некоторые комбинации хорошо сработают Но они не ожидали открыть так много перспективных групп.

Сначала исследователи прогнозировали эффективность замедления роста E. coli смесью. В группе из 4 компонентов результаты, выше ожидаемых, показало 1 676 комбинаций, из 5 – 6 443 комбинации. При этом 2 331 и 5 199 сочетаний соответственно оказались менее эффективными, чем ожидали исследователи.

Некоторые сочетания хорошо работали, хотя бы частично, так как антибиотики использовали разные механизмы влияния на бактерию. Из них 8 протестированных сочетаний действовали 6 уникальными способами.

«Некоторые лекарства атаковали клеточные стенки, другие – ДНК, — сказал профессор Ван Сэвидж, второй старший автор работы. – Это – как нападать на замок или крепость. Сочетание нескольких методов атаки лучше одного подхода».

Исследователи разрабатывают программу с открытым доступом на основе проекта, которая должна стать доступной для остальных ученых в следующем году. ПО позволит им анализировать разные комбинации антибиотиков и вводить собственные данные об их сочетании.