Бактериальный белок способствует развитию рака

Москва, 11:52, 05 Дек 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Специалисты из Института вирусологии человека в медицинской школы Мэрилендского университета объявили 4 декабря о том, что DnaK, белок бактериальной микоплазмы, ухудшает способность инфицированных клеток реагировать и восстанавливать повреждения ДНК. Это – известная причина рака.

В развившихся опухолях редко можно увидеть последовательности ДНК DnaK, сообщает eurekalert.org. Это заставляет предположить, что белок наносит ущерб на ранних стадиях, и уже не нужен, когда злокачественные клетки сформировались.

Результаты работы представлены в журнале PNAS. Они предполагают, что бактериальные инфекции способствуют развитию рака чаще, чем считалось раньше. Объявление было сделано докторами Робертом Галло и Дэвидом Зеллой. Они работали вместе с Эрве Теттелином.

«Сейчас считается, что из-за инфекции, в основном, вирусных, возникает около 20% случаев рака, — сказал доктор Гало. – Микоплазмы – семейство бактерий, связанных с онкологией, особенно у пациентов с ВИЧ. Наша работа объясняет, как инфекция провоцирует каскад событий, ведущих к онкологии. В частности, выяснилось, что ей не нужно длиться долго. А белок не должен непрерывно присутствовать во всех раковых клетках. Исследование также показало механизм, с помощью которого некоторые бактерии могут мешать работе определенных лекарств».

Исследователи использовали мышей с подавленным иммунитетом для анализа влияния микоплазмы на развитие лимфомы. Их заразили бактериями, взятыми у пациента с ВИЧ. Выяснилось, что микоплазма заставляет лимфому развиваться на более раннем этапе жизни грызуна. Бактериальная ДНК присутствовала в некоторых, но далеко не во всех раковых клетках. То есть, инфекции не нужно сохраняться, чтобы вызвать онкологию.

«Мы сосредоточились на DnaK, входящем в группу белков-компаньонов, — сказал доктор Галло. – В этом случае он подавлял активность важных клеточных протеинов, участвующих в восстановлении ДНК и противораковой активности, вроде p53. Клетки, инфицированные микоплазмой, не могут исправить гены, что повышает риск появления онкологии».

Бактерии способны выделять протеин, и он попадает в ближайшие зараженные клетки. Подавляя активность p53, DnaK также снижает эффективность противораковых лекарств. Результаты заставляют предположить, что и другие бактерии могут обладать схожими свойствами.