Ученые определили механизмы в основе смены способа опыления у растений

Москва, 13:28, 18 Дек 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Новое исследование специалистов Университета Торонто помогло лучше понять, как растения, опыляемые ветром, эволюционировали от предков, полагавшихся на насекомых.

Первые растения опылялись ветром, но примерно 100 миллионов лет назад цветущие виды научились привлекать насекомых. Таким образом точность переноса пыльцы повысилась. Хотя опыление насекомыми более экономично, многие растения вернулись к помощи ветра, что удивило биологов. Теперь специалисты из Университета Торонто нашли потенциальное объяснение этому парадоксу, сообщает phys.org. В статье Proceedings of the Royal Society B исследователи впервые описали механизм, провоцирующий смену типа опыления и включающий вибрацию тычинок.

«Мы выяснили, что виды, у которых эти элементы колышутся активнее, с большей готовностью разбрасывают пыльцу с помощью ветра. И эта характеристика тычинок формируется в условиях редкого появления насекомых», — сказал ведущий автор работы, Дэвид Тимерман.

Открытие может объяснить природу опыления ветром, присутствующего примерно у 10% цветущих растений.

«Оно также помогает понять, как флора справится со снижением численности опылителей в связи с климатическими изменениями», — сказал Тимерман.

Вместе со Спенсером Барреттом специалист изучил вопрос на примере Thalictrum pubescens из семейства лютиковых. Растение использует оба типа опыления и, по мнению ученых, может находиться на стадии перехода только на воздушные потоки. С помощью современного оборудования специалисты изучили вибрационные характеристики тычинок в лабораторных и природных условиях.

«Оказалось, что при отсутствии опылителей низкочастотные колебания повышали эффективность размножения. Но это преимущество слабело с приходом насекомых, — сказал Тимерман. – Наш биомеханический анализ определил эту природную черту как ключевой фактор к пониманию ранних стадий перехода от опыления насекомыми к ветру».