Генетически модифицированные вирусы спасли очень больного ребенка

Москва, 20:27, 08 Май 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые впервые разработали бактериофаги, которые смогли помочь больной девушке оправиться от смертельной инфекции.

В октябре 2017 года Грэм Хэтфулл получил срочное письмо, что его коллега по микробиологии по имени Джеймс Сутхилл отчаянно ищет способ помочь двум пациентам в больнице Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне.

У пары подростков, девочки и мальчика, был муковисцидоз, генетическое состояние, при котором легкие не могут очистить слизь или болезнетворные бактерии. И оба они недавно получили двойную пересадку легких. Операции прошли хорошо. Но вскоре после этого из их швов вырвались инфекции, долго кипевшие внутри молодых тел. И, как отметил Сутхилл в своем сообщении, бактериальные штаммы, распространяющиеся сейчас по их коже и через ткани, были неуязвимы для всех антибиотиков больницы.

С конца 1990-х годов микробиолог из Питтсбургского университета привлекал студентов, чтобы помочь ему собрать крупнейшую в мире коллекцию бактериофагов — вирусов, которые питаются исключительно бактериями, — со всего мира. Возможно, один или два фага из этих 15 000 флаконов, сидящих при температуре -80 градусов по Цельсию, могут преодолеть бактериальные атаки на жизнь двух британских пациентов.

В итоге нашлось 4 разновидности вирусов-бактериофагов. К январю команда Хэтфулла определила один фаг, который мог бы атаковать заражение мальчика. Но они опоздали — мальчик скончался. Тем не менее, девушка получила коктейль из трех фагов из лаборатории Хэтфулла с июня, включая два, которые были генетически модифицированы для лучшей атаки ее бактерий.

Несмотря на то, что она все еще восстанавливается, ее кожные поражения в основном исчезли, а ее печень и легкие снова оказались на грани недостаточности органов. Она также вернулась к вполне нормальной подростковой жизни, размещая фотографии кошек в Facebook и выпекая кексы.

Результаты этого радикального вмешательства, опубликованные сегодня в журнале Nature Medicine, представляют собой первое в истории использование искусственных фагов у человека. Успех вселяет надежду на то, что появляющаяся область синтетической биологии может перезагрузить науку фаговой терапии, чтобы вооружить врачей мощным новым оружием против опасных бактерий.