Какие радости советских школьников непонятны нашим детям

Москва, 23:20, 27 Авг 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Каждая эпоха имеет свою особую атмосферу, которую очень сложно передать, да и объяснить получается плохо. Потому что вместе с запахами, звуками и событиями невозможно воссоздать те чувства и эмоции, которые испытывали дети того времени. Разве получится объяснить современному школьнику, что чувствовал десятилетний мальчишка, когда получал в подарок игрушечную железную дорогу?

В такие моменты ребенка накрывало волной самого настоящего восторга и счастья. Оно было настолько ярким, что, кажется, таких острых переживаний в современном мире просто не существует. Попробуем вспомнить, что же еще радовало советских детей.

Обладатель сокровища — самой “крутой” игрушки во дворе

В эпоху тотального дефицита наши мамы думали не только о том, где взять денег на игрушку, а и где ее достать. Игрушки из «Детского Мира» были однообразны и раздобыть образчик заграничной промышленности было нелегко. Особо ценились куклы “пупсы”, которых привозили из ГДР. Советским девочкам казалась просто непостижимой мягкость этой игрушки. Это была не дубовая пластмасса, из которой изготавливались куклы в СССР. “Пупс” казался почти живым и делал его обладательницу персоной номер один во дворе. Чтобы подержать заветного “пупса”, выстраивалась длинная очередь желающих.

Предметом зависти становились владельцы венгерской жевательной резинки и югославских портфелей. Изредка в основном это были дворы Москвы и Ленинграда, дети выносили во двор игрушки, произведенные в капиталистических странах. Даже настоящий меч Джедая не вызвал бы большего восторга у советских школьников, чем французские солдатики и американские машинки.

Отмечать в телепрограмме мультфильмы

Сейчас невозможно представить, как это — ждать выхода показа следующей серии детского фильма или отмечать в телепрограмме мультики красным карандашом. Раз в неделю в центральных газетах печатали программу телепередач, и каждый из членов семьи, просматривая данное издание, отмечал для себя программы и фильмы, которые ему хотелось посмотреть. Все было просто — два или три канала и на каждом мультики показывали пару раз в неделю. Если на экраны выходил детский многосерийный фильм, то следующую его серию приходилось ждать целую неделю.

Мультики обводились красными кружочками, причем мама назначалась ответственной за то, чтобы не пропустить долгожданную премьеру. За 10 минут до мультфильма из окон многоэтажек раздавались женские голоса — пора было бежать домой, чтобы погрузиться в волшебный мир мультипликации. Может, по этой причине, дети глубже понимали сюжет мультфильмов и от души радовались даже примитивным кукольным персонажам.

Сейчас без крутых спецэффектов фильм зачастую становится не популярен, а все, что хочется посмотреть современному ребенку, можно без труда найти в интернете. Но при кажущейся доступности разве сейчас всем двором обсуждаются интересные фильмы? И почему наши дети не играют в героев из мультфильмов? Ведь когда-то детвора самозабвенно играла и в Алису с миелофоном, и в Электроника, и подражала мушкетерам Александра Дюма.

Секретики и тайники

Зачем советские дети делали “тайники”, объяснить так же сложно, как и то, зачем они хранили в тайниках совершенно непонятные предметы. Перечислять подобные “сокровища” можно долго. Это и пробки от бутылок с лимонадом, и нагрудные значки, коих во времена СССР производилось множество. Особым спросом у детей, пользовались шарики разных цветов, использовавшиеся на производстве изделий из стекла.

Девочки любили устраивать “секретики”. Самый простой вариант — любая фольга. Прекрасно подходила фольга из пачки индийского чая, красивый цветок или необычная веточка растения, три бусинки и обязательно кусок стекла. На стекле не должно было быть ни единой царапины. “Секретик” закапывался в землю и потом можно было по секрету рассказать про свое сокровище самой близкой подруге. Некоторые особо романтичные девочки постарше вырезали из бумаги сердечко, раскрашивали его и писали на нем имя мальчика, который им нравился.

Волшебная резинка

Советские дети проводили на улице почти все свободное от школы и уроков время. У мальчиков были свои игры (футбол, войнушки и прятки), а вот девчонки могли играть практически весь день, имея лишь три метра самой обыкновенной резинки.

Разновидностей игры было великое множество. Завязанную в круг резинку натягивали между деревьев, стульев, или же подружки помогали в игре — те, кто не прыгал, держал резинку на ногах. Тренировались девочки с утра и до позднего вечера, чтобы поразить своих подружек ловким переворотом и небывалой скоростью.

Каждая советская девочка знала слова — липы, лисы, мячики. А еще было интересно играть с резинкой короче, которую натягивали на руки и пальцами создавали из нее удивительные комбинации.
Очень популярна среди детворы была и такая игра как “Классики”.

Съесть горбушку хлеба по пути из булочной

С младшего школьного возраста советским детям поручались мелкие дела по дому. Ходить за хлебом была почетная обязанность детей во многих семьях. Мама давала мелочь, авоську и наказывала не задерживаться, а возвращаться из булочной как можно быстрее.

Хлеб продавали в специальных отделах, где он был не упакован и не порезан, зато благоухал и имел хрустящую корочку, вкуснее которой ничего не было. По дороге домой эту краюшку можно было откусывать, растягивая удовольствие. Иногда еще до семейного обеда половина буханки оказывалась съеденной.

Прийти в гости сюрпризом

Довольно просто было организовано общение подростков в те далекие времена. Если хотелось увидеть друга или подругу, а он долго не выходил во двор, то можно было погромче прокричать его имя или просто зайти к нему домой. В гости к однокласснику, приятелю или другу ребята приходили без особых церемоний и приглашений, когда в том возникала потребность.

Как сейчас выглядят встречи детей, даже обсуждать не хочется. Сначала две мамочки списываются в вайбере или в другом их любимом мессенджере. Нужно выяснить, когда они смогут предварительно созвониться и обсудить “этот вопрос”, а затем проходят по всем пунктам — время визита, есть ли пищевая аллергия у детей, или непереносимость глютена, у кого встречаемся и прочие организационные моменты.

Теперь в гости  детей привозят, а потом забирают, а у организаторов этих встреч остается твердое ощущение, что все под контролем. А потом мы удивляемся, откуда берутся безынициативные люди. Большинство из них наверняка были бы инициативными, веселыми и находчивыми, если бы их еще в детстве не отучили от мысли, что они могут сделать хоть что-нибудь самостоятельно. Например, встретиться с одноклассником.

Прогулять школу

В советской школе прогулять занятия можно было без особых последствий. Особенно, если случай этот был единичным, а успеваемость и поведение ученика не вызывало нареканий у классного руководителя. Другими словами, даже самая примерная отличница могла погулять по осеннему парку, если ее настроение было не учебное, а потом преспокойно наверстать пропущенный материал. И никому от такой прогулки вреда не было, одни плюсы — и успеваемость на высоте, и у отличницы стресс не копится.

Если сейчас школьник осмелится не появиться в школе, то мама немедленно получит тревожное смс. Если же мама занята на работе и быстро не отреагирует, то паника начнется в родительском чате, и беглеца уже будет разыскивать полиция. Не успеет такой прогульщик еще и до парка дойти, как в СМИ уже появятся заголовки “Школьник бесследно исчез во время уроков”.

Фирма

Девочки мечтали о школьной форме, пошитой в Прибалтике. Такие платья имели удивительный шоколадный оттенок. Мечтали и о платьях для учебы, сшитых на заказ. Просто непостижимо, насколько строгими были правила тех лет. Одна школьница страдала аллергией на шерсть, поэтому после соприкосновения со стандартной формой на теле девочки появлялись красные пятна. Ее мама долго не могла получить разрешение у директора школы на пошив формы из материала, не содержащего аллерген. Помогло лишь официальное заключение врачей, но целых две недели школьница страдала от невыносимого зуда, вызванного аллергией, поскольку надевала шерстяное платье.

Но если все же удавалось получить предмет гардероба импортного производства, то вся школа с завистью смотрела на такого счастливчика. Конечно, многие фирменные вещи стали доступны с конца 70-х. Яркие японские куртки — невесомые и невероятно теплые, первые джинсы U.S. TOP, которые надевались на дискотеку. Испанские велюровые кофточки … Каждая импортная вещь казалась просто вершиной стиля и была очень качественной.