Новый метод позволит воссоздать эволюцию всех видов

Москва, 08:33, 12 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Ученые из Копенгагенского и Кембриджского университетов извлекли генетическую информацию из зуба носорога, возрастом 1,77 млн лет. Они получили почти полный набор белков, протеому, с зубной эмали.

Проект поставил новый рекорд по возрасту секвенированной ДНК, сообщает eurekalert.org. Ранее он принадлежал образцу лошади, возрастом 700 000 лет.

Выводы исследования опубликованы в журнале Nature. Оно стало прорывом в сфере изучения древних молекул. Проект может раскрыть некоторые крупнейшие тайны биологии людей и животных, позволяя точно воссоздать эволюцию видов.

«Древняя ДНК 20 лет используется при анализе вымерших животных, адаптации и миграции людей. Но мы впервые получили возможность воссоздать эволюцию за пределами традиционного периода сохранения генетического материала», — сказал профессор Кембриджского университета Энрико Каппеллини, первый автор работы.

Белки из зубной эмали открывают ученым новые возможности. Так, анализ ДНК позволил генетически проследить процессы эволюции последних 400 000 лет. Но, учитывая, что пути человека и шимпанзе разошлись около 6-7 млн лет назад, ученым не известно более 90% информации о том, как появились люди. Они не знают, какие генетические связи у современного вида с гомо эректусом.

Секвенирование древних белков, проведенное с помощью масс-спектрометрии, позволило получить информацию, возрастом 1,77 млн лет. Для анализа использовался зуб Stephanorhinus – вымершего носорога, жившего в Евразии во время плейстоцена. Оказалось, эмаль хранит белки дольше ДНК. Она информативнее коллагена – единственного древнего протеина, пока извлеченного из ископаемых образцов, старше 1 млн лет.

«Методика выводит наши возможности за пределы древней ДНК», — сказал профессор Джеспер Велгаард Олсен, один из ответственных авторов.

Данные протеомы Stephanorhinu добавили к эволюционному дереву, включающему вымершие и существующие виды носорогов. Модель призвано определить генетические связи между ними, объяснил ведущий автор работы, профессор Эске Виллерслев.

«Существуют древние виды людей, чья ДНК нам недоступна. Образцы слишком старые и плохо сохранившиеся для ее извлечения», — сказал специалист.

Новый метод поможет лучше понять эволюцию. Команда уже использует его в существующих исследованиях.