Исследование показало взаимодействие бактерий и паразитов

Москва, 13:26, 19 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Ученые из Мюнхенского технологического университета впервые рассмотрели влияние одновременного заражения кровяными сосальщиками (шистосомами) и бактерией Helicobacter pylori – часто явление в некоторых странах. Команда обнаружила сложное взаимодействие патогенов.

Последствия общения бактерий с паразитами, помимо прочего, ведет к ослаблению их вредного воздействия, сообщает eurekalert.org. Выводы исследования представлены в Cell Reports.

Шистосомы попадают в организм из воды, распространяясь по органам через кровоток. Особенно опасен вид Schistosoma mansoni, поражающий печень. Хеликобактер пилори заселяет желудок. Бактерия есть примерно у половины мирового населения. Она может вызвать язву и рак. В регионах распространения шистосом, вроде некоторых африканских стран, часто встречается сопутствующее заражение H. pylori. Команда профессоров Клариссы Празерес да Коста и Маркуса Герхарда решила на мышах проверить, что происходит при одновременном присутствии обоих патогенов.

При шистосомозе начальная инфекция сопровождается острой фазой, сменяющейся примерно через 5 недель хронической. Ученые показали, что на пике болезни в желудке сокращается количество Т-клеток. У носителей, зараженных только H. pylori, их больше. Иммунные структуры вызывают воспаление.

«Мы показали, что наличие сосальщиков увеличивает уровни хемокина в печени. Вещество привлекает Т-клетки, направляя их к органу. Это ослабляет воспаление в желудке», — объяснил Герхард.

Эффект пропадает с наступлением хронической фазы. На этом этапе больные только шистосомозом часто страдают от поражений печени. Они реже проявляются при коинфекции. Ученые обнаружили увеличение количества сигнального белка IL-13dRa2 в крови мышей, зараженных бактерией.

«Протеин защищает от цирроза и даже может обратить изменения тканей, — сказала Празерес да Коста. – Мы предполагаем, что он играет решающую роль в тяжести црроза при коинфекции».

Авторы отмечают, что одновременное заражение может иметь положительные и отрицательные стороны. Снижая тяжесть обеих болезней, оно потенциально меняет иммунные реакции, влияя на действие вакцин.

«Коинфекции очень распространены в бедных регионах. Нам срочно нужно изучить их последствия для разработки, например, более эффективных стратегий вакцинации», — сказала Празерес да Коста.