Ученые заметили экзопланету в процессе ее формирования

Москва, 11:44, 31 Окт 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Прямое наблюдение за «детскими» планетами даст ученым новое понимание плохо изученного процесса формирования планет.

Ученые запечатлели первое в истории изображение «детской» экзопланеты в процессе формирования внутри протопланетного диска газа и пыли, окружающей ее родительскую звезду.

Используя инструмент SPHERE на телескопе VLT в Чили, исследователи получили четкое изображение формирующейся планеты на орбите около 5,4 миллионов лет назад у старой карликовой звезды PDS 70, приблизительно в 370 световых годах от Земли.

SPHERE — это инструмент для охоты на экзопланеты, который выступает в качестве коронографа, который блокирует свет звезд, позволяя ученым обнаруживать тусклые орбитальные планеты.

Новорожденного газового гиганта, известного как PDS 70b, можно увидеть на изображении как яркую точку, расположенную справа от заблокированной инструментом звезды.

«Эти диски вокруг молодых звезд являются местами рождения планет, но пока лишь небольшая часть наблюдений обнаружила намеки на детские планеты в них», — сказала Мириам Кеплер, руководитель исследования Института астрономии им. Макса Планка в Гейдельберге, Германия.

«Проблема в том, что до сих пор большинство из этих кандидатов в планеты могли просто быть элементами диска».

Она и ее коллеги сфотографировали формирующуюся планету после изучения текущих и архивных наблюдений за звездой с помощью VLT и инструмента на Гавайской обсерватории Джемини.

Согласно анализу исследовательской группы, планета в два-три раза больше Юпитера и горячее, чем любая планета в нашей солнечной системе, с расчетной температурой поверхности 1000 градусов по Цельсию.

Несмотря на то, что она очень горячая, PDS 70b вращается вокруг своей звезды на дистанции 3 миллиарда километров, приблизительно на расстоянии, на котором Уран вращается вокруг нашего Солнца.

Ее высокая температура нормальна для новорожденного газового гиганта даже на таком большом расстоянии, поскольку очень молодые планеты сохраняют высокий уровень тепла, оставшегося от процессов их образования.

Наблюдение за планетой в процессе формирования вокруг молодой звезды дает ученым важную информацию о процессе формирования планеты, отметил Андре Мюллер, также из Института астрономии им. Макса Планка, который провел второе исследование звезды и планеты.

«Результаты Кеплер дают нам новое окно на сложные и плохо понятые ранние этапы эволюции планеты», — сказал он.

Исследования были опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.