Черная дыра в галактиках SPT-0528 создала вспышку как 1 октиллион ядерных бомб

Москва, 11:32, 24 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Майкл Кальзадилла и его коллеги описывают силу вспышки черной дыры, которая дает новое понимание эволюции галактических скоплений.

Гигантские полости в рентгеновской излучающей среде (показаны синим цветом) были вырезаны вспышкой черной дыры. Рентгеновские данные накладываются поверх оптических данных космического телескопа Хаббла (красный / оранжевый), где также видна центральная галактика, в которой, вероятно, находится сверхмассивная черная дыра.

Сверхмассивные черные дыры поглощают все вокруг. Миллиарды лет назад черная дыра извергла струи плазмы и создала две большие полости, развернутые на 180 градусов друг от друга. Используя размеры этих полостей, Майкл Кальзадилла, аспирант Института астрофизики и космических исследований им. М.И. Кавли, выяснил силу вспышки черной дыры.

Астрофизики измерили выброс в скоплении галактик SPT-CLJ0528-5300 или SPT-0528 для краткости. Вместе со своими соавторами Кальзадилла объединил объем и давление вытесненного газа с учетом возраста двух полостей. Это позволило им рассчитать общую энергию вспышки.

Сила взрыва составила P=(9,4±5,8)х10^45 эрг или (18,8±11,6)х10^29 метрических тонн тротила, что эквивалентно, в среднем, 1 октиллиону ядерных бомб, разрушивших Хиросиму. Это самый мощный взрыв, зарегистрированный в отдаленном скоплении галактик.

Кальзадилла сказал: «Это крайний случай вспышки. Несмотря на то, что вспышка произошла миллиарды лет назад, еще до того, как наша солнечная система сформировалась, свету от скопления галактик потребовалось около 6,7 миллиардов лет, чтобы добраться до телескопа Chandra, обсерватории рентгеновских излучений НАСА, которая вращается вокруг Земли».

«Если вы посмотрите на то, сколько энергии выделяется при охлаждении газа в черной дыре, и сколько энергии содержится в выбросе, этот выброс значительно преувеличивает», — добавил ученый.

Доцент физики Майкл Макдональд сказал: «Вспышка в SPT-0528 — неисправный термостат. Это, как если бы вы охладили воздух на 2 градуса, а реакция термостата заключалась в том, чтобы обогреть помещение на 100 градусов».

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.