Гипермаркеты закрываются: что останется на рынке продуктов и товаров для дома

Москва, 16:40, 11 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Виктория Виктори.

Один за другим крупные ретейлеры заявляют, что будут закрывать свои гипермаркеты и переделывать торговые «ангары» под другой вид бизнеса. А все это потому, что такие колоссальные площади больше не нужны под размещение прилавков. Люди все реже стали ходить в крупные торговые магазины. Соответственно, они стали приносить меньшие доходы.

Гипермаркеты уверенно уходят в прошлое. Их активно замещают небольшие и уютные магазинчики у дома и службы доставки на дом. Этот процесс уже охватил весь мир. В России сокращают долю своих гипермаркетов такие крупные ретейлеры, как «Магнит», «Карусель», «Лента».

Появление первого гипермаркета

На Западе гипермаркеты вышли на пик популярности с 1960-х годов, тогда как в России они стали популярны с конца 90-х. Первый магазин такого формата был открыт с большой помпой. Им стал «Рамстор». На его торжественное открытие прибыл премьер-министр страны. Тогда этот пост занимал Виктор Черномырдин.

В России длительное время гипермаркеты воспринимали не только как место покупок, но и как место проведения досуга. Покупки превратились в целый семейный ритуал: думали над списком необходимых вещей, гуляли среди торговых рядов, рассматривая новинки. Но постепенно у людей интерес иссяк. Стали набирать популярность торговые центры с различными магазинчиками недалеко от дома.

Но и тут гипермаркеты нашли способ вернуть клиентов. На смену пришла выгода. Большие сетевые маркеты стали предлагать большие скидки. Однако вскоре и небольшие магазинчики смогли делать предложения не хуже. Крупные ретейлеры стали увеличивать число торговых небольших точек по всей стране, тем самым уводя в прошлое гипермаркеты. Более маленькие форматы стали доминировать и демонстрировать лучшие финансовые показатели. В этом как-то признался гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг.

Так пришло время смены привычных гипермаркетов на супермаркеты. В последних упор делался на широкий выбор продуктов с малым сроком хранения, а размещение акцентировали в жилых кварталах.

Новая жизнь гипермаркетов

Компания X5 Retail Group, управляющая несколькими крупными торговыми сетями, планирует перезапустить формат работы гипермаркетов. Их переделают в гастромаркеты. Они представляют собой пространство с открытой кухней, всевозможными кафе, пивным баром. Будет аналог московского «Депо». В таком формате уже запустили несколько «Перекрестков».

Развитие онлайн-магазинов

Однако большую часть людей в гипермаркеты не заманишь даже такими плюшками. Для многих шопинг перестал быть досугом и превратился в скучную рутину, требующую упрощения и минимальных затрат времени. Такие люди все чаще совершают покупки в онлайн-магазинах.

По статистике, ежегодно в среднем на 50% повышается спрос на товары повседневного пользования,   несмотря на то, что средний чек покупателя обычно выше, чем в традиционных магазинах. Приплюсуйте еще и плату за доставку.

Как рассказал представитель компании Nielsen Александр Шуркаев, в интернет-магазинах россияне предпочитают покупать непродовольственные товары. Продукты заказывают лишь 7%. В основном, это москвичи и жители Санкт-Петербурга.

«Гипермаркеты сталкиваются с давлением со стороны интернет-торговли и другими сложностями. Активнее стал развиваться наш собственный торговый онлайн-сервис»,- поделился директор X5 Retail Group

Скорее всего кризисные гипермаркеты отдадут свои площади под логистические центры, пункты сортировки товаров, покупаемых в интернет-магазинах.