Астрономы обнаружили экзопланету, где идет дождь из железа

Москва, 18:35, 12 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Когда на Земле идет сильный дождь, англичане говорят, что идет дождь с кошками и собаками. Но на экзопланете WASP-76b кошки и собаки опасаются металлических осадков.

Профессор Женевского университета в Швейцарии Дэвид Эренрайх провел исследование, опубликованное в среду в журнале Nature, об этой экзопланете, расположенной на расстоянии 390 световых лет от Земли в созвездии Рыб.

Своеобразный железный дождь идет там потому, что одна сторона планеты постоянно обращена к своей родительской звезде, заливающей эту сторону планеты вечным дневным светом. Противоположная сторона экзопланеты переживает вечную ночь. Это известно как орбита с приливной блокировкой, что означает, что WASP-76b вращается вокруг своей звезды один раз за каждый раз, когда она вращается вокруг своей оси. Это делает экзопланету похожей на нашу Луну, которая также находится на своей орбите вокруг Земли таким образом, что мы видим только одну ее сторону.

Согласно исследованию, WASP-76b получает в тысячи раз больше излучения, чем Земля на своей дневной стороне от своей родительской звезды. Сильный жар на стороне, обращенной к звезде, вызывает испарение металлов, таких как железо, в атмосферу и заставляет эти молекулы разделиться на атомы. Затем, крайняя разница температур между дневной и ночной сторонами создает очень порывистые ветры, которые переносят железный пар на ночную сторону, где он конденсируется и идет дождь.

«Наблюдения показывают, что в атмосфере жаркой дневной стороны WASP-76b содержится много паров железа», — говорит Мария Роса Сапатеро Осорио, астрофизик из Центра астробиологии в Мадриде, Испания.

«Часть этого железа впрыскивается в ночную сторону благодаря вращению планеты и атмосферным ветрам. Там железо встречается с гораздо более прохладной средой, конденсируется и идет дождь».

Капли металла падают в жидком виде, а не в виде металлического града.

Мало того, что дневные и ночные температуры резко отличаются, но с помощью прибора ESPRESSO на телескопе VLT, исследователи определили пары железа на границе ночной стороны, отделяющей ее от дневной, в вечернее время.

«Удивительно, однако, что утром мы не видим паров железа», — сказал Эренрейх.

Причина, добавил он, заключается в том, что «на ночной стороне этой крайней экзопланеты идет дождь из железа».

Как объяснено в исследовании: «Железо должно сгущаться по ночам. Ночные облака были предложены на основе тепловых фазовых кривых горячих газовых гигантов. На WASP-76b и на аналогичных горячих планетах эти облака могут состоять из капель железа, поскольку жидкое железо является наиболее стабильным высокотемпературным железосодержащим конденсатом. Следовательно, он мог буквально пролить железо на ночной стороне WASP-76b».

Железо, токопроводящий металл, является одним из наиболее распространенных компонентов земной коры. Оно также важно для биологии: красный цвет крови происходит от атомов железа в гемоглобине. Но это не значит, что на этой экзопланете есть жизнь, по крайней мере, не в таком виде, как мы ее знаем.

«Мы не можем сказать с абсолютной уверенностью, но, по всей вероятности, на WASP-76b нет жизни, конечно же, жизни, которую мы не знаем: планета действительно горячая, около 2500 °С днем ​​и похожа на Юпитер, большой и газообразный, действительно негостеприимный для обычной жизни», — сказал Стефано Кристиани, один из авторов статьи.

Ржаво-красный цвет планеты Марс также обусловлен ее богатым железом составом. Во вселенной железо является одним из последних элементов, созданных в результате синтеза в супер-горячих и сверхплотных звездах, прежде чем они прекращают синтез.

Самые экзотические планеты нашей Вселенной

WASP-76b — это еще одна строка в списке экзотических планет.

Ученые подозревают, что на другом газовом гиганте с приливной блокировкой, HAT-P-7b, есть облака из рубина.

На Kepler 13Ab поверхность покрывает «снег» из оксида титана, который является родственником компонента, блокирующего УФ-излучение, самых сильных солнцезащитных кремов, которые мы используем здесь, на Земле.

Исследователи из Стэнфордского линейного ускорителя считают, что на Нептуне и Уране могут идти алмазные дожди.

А на HD 189733b данные наблюдений показывают, что стекло падает с неба.

«Попасть под дождь на этой планете — больше, чем неудобство, это смерть от тысячи порезов», — объясняет НАСА. «Этот палящий инопланетный мир, возможно, льет стекло в его воющих ветрах».