Ученые пытаются диагностировать сотрясения мозга с помощью простого анализа крови
Москва, 10:57, 22 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Измерение уровня двух ключевых белков может быть ответом на эту сложную проблему.
Рентген перелома руки может показать степень травмы, и врач, скорее всего, поместит руку в гипс для лечения. Но что делать при сотрясении мозга?
Сотрясение мозга является легким типом черепно-мозговой травмы, обычно возникающей в результате воздействия удара в голову. Они затрагивают множество спортсменов каждый год, но их может быть трудно диагностировать. Симптомы варьируются от человека к человеку, но обычно включают в себя физические симптомы, в том числе головные боли, тошноту, головокружение и проблемы с равновесием. Могут также возникнуть когнитивные симптомы, такие как трудности с концентрацией внимания или забывчивость, и эмоциональные симптомы, такие как раздражительность, нервозность или беспокойство.
Нет единой отличительной черты сотрясения мозга. Большинство из этих симптомов могут также присутствовать при других видах травм или заболеваний. Во многих случаях даже сканирование мозга у больных с сотрясением мозга, такое как МРТ или КТ не дает результатов. Поэтому исследователи стремятся найти альтернативные методы для лучшей диагностики сотрясений.
В последнее время появилась новая надежда, что конкретные биомаркеры — объективные и количественные показатели заболевания, болезни или травмы — могут указывать на то, что у кого-то появилось сотрясение мозга. Использование биомаркеров для диагностики заболеваний уже доказало свою эффективность для многих видов рака и повреждений сердца. Эти биомаркеры включают уровни определенных белков или молекул в крови, моче или даже слюне.
На сегодняшний день многие потенциальные молекулы биомаркеров были исследованы для выявления сотрясений. Например, недавнее исследование в области неврологии показало корреляцию между продукцией определенных воспалительных молекул, таких как интерлейкины, в течение шести часов после сотрясения мозга, и продолжительностью времени, в течение которого человек испытывал симптомы сотрясения мозга. Хотя есть понимание понимания связи между этими молекулами и сотрясениями, проблема остается в том, что биомаркеры, такие как интерлейкины, не являются специфическими для сотрясений.
Наличие такого анализа крови, который станет широкодоступным, может изменить способ диагностики сотрясений мозга. Анализ крови снижает облучение пациентов от методов сканирования, используемых в настоящее время для определения наличия мозговых кровотечений. Но тест будет работать только для самых тяжелых сотрясений, а кровоизлияния в мозг довольно редки после сотрясения мозга. Кроме того, не рекомендуется использовать тест у детей, которые остаются уязвимыми как против сотрясения мозга, так и из-за облучения при сканировании мозга.
Тем не менее, научный метод, лежащий в основе этого исследования, обеспечивает потенциальную модель для развития биомаркеров — вместо того, чтобы бороться с сотрясениями в целом, исследователи могут искать биомаркеры для отдельных симптомов. Исследователи из Регионального медицинского центра Орландо во Флориде, продолжили тестирование этих двух белков, GFAP и UCH-L1.
Ход исследования
В исследование были включены 712 пациентов с травмами, полученными в различных условиях. Это дало уникальную возможность включить пациентов с травмой, но они не проявили себя с симптомами сотрясения мозга в качестве контроля.
Исследовательская группа сравнила уровни белка GFAP и UCH-L1 между тремя группами: те, у кого были травмы головы, вызвавшие сотрясение мозга (диагностировано традиционными методами), те, у кого были травмы головы с не диагностированным сотрясением мозга, и те, кто получил травму, но не получил сотрясения.
Они обнаружили, что уровни UCH-L1 не были специфичны для сотрясений мозга — белок также увеличился у пациентов с неконсессивными повреждениями. Уровни GFAP, с другой стороны, были выше нормы в течение по меньшей мере семи дней после сотрясения мозга, и поэтому было установлено, что GFAP является наиболее перспективным биомаркером для сотрясений, поскольку он был повышен только у пациентов с сотрясением мозга. Люди с сотрясением мозга часто не обращаются за немедленной медицинской помощью, поэтому их длительный эффект делает GFAP даже лучшим кандидатом.
Решение, когда кто-то «исцелился» от сотрясения мозга, является еще одним потенциальным применением биомаркеров. Одним из потенциальных биомаркеров для этой цели является нейротрофический фактор мозга (BDNF). Как правило, BDNF способствует здоровью и росту нейронов в мозге. Исследования показали, что низкие уровни BDNF связаны с длительными симптомами сотрясения мозга или «неполного выздоровления». BDNF можно измерить по образцам крови и слюны, и было показано, что он точно расшифровывает людей с сотрясениями и без них.
Выводы
Текущее лечение полагается на пациента, когда он объявит об отсутствии симптомов. В частности, для спортсменов желание вернуться в игру, является интенсивным, и пациентам легко подделать чувство, что они «здоровы». Введение таких тестов, как тест на беговую дорожку, направлено на определение толерантности к физической нагрузке у пациентов с сотрясением мозга путем сравнения частоты сердечных сокращений в покое и во время упражнений. Затем это можно использовать для прогнозирования уровня выздоровления пациентов.
Использование теста беговой дорожки в сочетании с биомаркерами может помочь предоставить еще более подробную информацию о восстановлении. Возможно, когда-нибудь все эти потенциальные биомаркеры можно будет использовать вместе: GFAP и UCH-L1, чтобы определить наличие кровоизлияния в мозг, и BDNF, чтобы обеспечить понимание тяжести самого сотрясения мозга. В дальнейшем ученым будет важно совместно определить конкретные симптомы сотрясения мозга как на биологическом, так и на физиологическом уровне. Чем конкретнее мы получим результаты, тем легче будет определить биомаркеры и идентифицировать кластеры физиологических изменений для определения заболевания.