Идеология социализма в действии: зачем советским городам давали новые имена

Москва, 12:51, 04 Апр 2020, редакция FTimes.ru, автор Миша Лапа.

Города в России переименовывали всегда. Например, еще при монархии город Ахтияр стал Севастополем, Горячие Воды – Пятигорском, а знаменитый на весь мир Павловский Посад назывался Вохна. Потом во время Первой мировой войны с карты Российской Империи убрали практически все немецкие названия. Но такой волны переименований, как при Советском Союзе, не было никогда – система и объяснения были поистине уникальными.

В новую жизнь с новым именем

Массовые переименования городов, сел и любых населенных пунктов начались сразу же после октябрьского переворота 1917 года. Вначале захватившие власть большевики постарались избавиться от любых названий, которые тем или иным способом могли напоминать людям об ушедшем царском режиме.

Изменили все, что было образовано от монарших имен и фамилий: Романов-на-Муроме сократили до Мурманска, Екатеринодар стал Краснодаром, Екатеринбург, именованный в честь великой царицы, получил название по псевдониму большевика-еврея Свердлова, а поэтический Ново-Николаевск стал Новосибирском.

Большевистская власть стремилась в короткие сроки уничтожить абсолютно все, что было связано с прежней жизнью государства. Городам давали такие названия, которые бы максимально точно отображали коммунистическую идеологию и новый стиль развития державы.

Некоторым областям заменяли лишь часть имени: Царевококшайск – Краснококшайск, Императорская Гавань – Советская Гавань. Другие же меняли полностью, называя в основном в честь свежеиспеченных кумиров: Павловск получил новое имя Слуцк в честь ярой революционерки Веры Слуцкой, а, например, Гатчина стал Троцком.

Последний, однако, потом сделали Красногвардейском, когда оказалось, что Лев Троцкий – злейший враг народа, а в 1944 обоим городам вообще вернули их исторические названия. Вероятно, в биографии Веры Слуцкой тоже нашлись идеологические изъяны.

Популяризация советских вождей

После 1924 года самым популярным названием для городов, сел и областных центров стала фамилия великого вождя революции – Владимира Ленина (именно в этом году он скончался). Фамилией Ленин, во всевозможных ее интерпретациях, были названы десятки, если не сотни, населенных пунктов разного уровня.

Не менее распространенным названием позже стала фамилия другого величайшего гения той эпохи – Сталина. Однако нужно отдать должное скромности Иосифа Виссарионовича – лично он не всегда был согласен с переименованиями в его честь. Но, как бы там ни было, юго-восточная жемчужина России Царицын (сейчас Волгоград) в 1925 году получил новое название – Сталинград.

По той же схеме дали новые имена и десяткам других городов и областных центров наивысшего уровня: промышленный центр Украины Юзовка (ныне Донецк) – Сталино, гордость Грузии Цхинвал – Сталинири, столичный таджикский град Душанбе – Сталинабад, а старейший город Кузбасса Новокузнецк – Сталинск.

Имя великого вождя и лучшего друга детей-физкультурников часто давали городам и вновь присоединенных стран. Например, Варну в Болгарии в 1949 году лаконично назвали – Сталин, Брашов в Румынии – Орашул-Сталин, Дунайварош в Венгрии – Сталинварош. Даже в ГДР в 1950 году появился свой Сталинштадт.

Переименовать большевики хотели даже нынешнюю столицу России – Москву, которая за всю многовековую историю никогда не меняла своего названия. В 1927 году столичные чиновники подали руководителю центрального исполнительного комитета СССР товарищу Калинину официальный запрос, где ходатайствовали о переименовании Москвы в город Ильич. К счастью, товарищ Сталин не поддержал эту инициативу, решив, что называть два первых города страны в честь Ильича – это чересчур.

В целом, дать столице новое название большевики пытались не один раз. В 1938 году, когда над самим наркомом НКВД Ежовым навис сверкающий меч правосудия, он попытался вернуть расположение Генсека и предложил назвать столицу Сталинодаром. Иосиф Виссарионович в который раз тогда продемонстрировал свою мудрость и отклонил предложение, посчитав его нелепым и несвоевременным.

Сделать Москву Сталинодаром пытались и в 1949 – спустя 4 года после победы в Отечественной войне, как подарок генералиссимусу в честь его 70-летнего юбилея. Идея, однако, Сталину не понравилась, и он опять категорически отказался.

Третья попытка была в 1953 году сразу после смерти великого вождя и учителя. Тогда некоторые представители высшего партийного руководства предлагали сменить не только название столицы, но даже дать новое имя одной из Советских республик – Сталинская ССР вместо Грузинской, а лучше всей стране – Союз Советских Сталинских Республик. Однако не успели – политическая обстановка в корне изменилась, и предложение стало неактуальным и даже опасным для сталинских сподвижников.