Найдены кардинальные отличия современных подростков от советских

Москва, 08:00, 16 Июл 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Часто от старших поколений доводится слышать о том, что молодежь изменилась, что раньше все было не так. Но насколько на самом деле современные подростки отличаются от своих советских сверстников? Эксперты Психологического института Российской академии образования провели исследования и уже знают кардинальные отличия между двумя поколениями детей.

Эксперты считают, что американская модель поколений неприменима для России

Сегодня в социальных науках господствует теория о существовании поколений X, Y и Z. Она была создана Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1991-м году для отражения смены поколений в Соединенных Штатах Америки, начиная с шестнадцатого века. Но разделение в ней является условным, и с научной точки зрения имеет статус скорее предположения, чем реально практичного подхода.

Поколения X, Y и Z являются тремя последними в иерархии, которые выросли уже во времена создания и активного использования современных информационных технологий. Специалисты отмечают, что теория поколений не может предоставить данных, которые позволили бы выявить кардинальные отличия между людьми, родившимися в 60-е и 90-е годы. Также этот подход не принимает во внимание отличия между жителями разных стран.

Поэтому в России предприняли попытку сделать свое практическое исследование современных российских детей и их родителей, разница в возрасте между которыми обычно составляет тридцать лет. Было установлено, что нынешние подростки амбициознее своих родителей, ставят перед собой более высокие задачи, чем их родители в юности. Они не только стремятся получить среднее образование, но и уделяют внимание дополнительному прохождению разнообразных тренингов и семинаров для получения полезных навыков.

Современные подростки амбициознее родителей, но дольше остаются безответственными

Есть у современных подростков и негативные качества. В первую очередь, они в своем возрасте еще абсолютно безответственные, и полностью зависят от родителей, хотя их советские сверстники в их годы уже отвечали за свои поступки, а некоторые даже обеспечивали семью. Однако, таковы особенности современного общества, в котором не нужно рано становиться самостоятельным: можно сначала получить образование, а потом уже отправиться в свободное плавание.

На советских подростков, безусловно, влияло идеологическое воспитание того времени, которое базировалось на идее превосходства интересов общества над личностными интересами. Нельзя сказать было это хорошим знаком или нет, можно просто констатировать такой факт. Еще одна черта современных тинейджеров – жить «здесь и сейчас», а не надеяться на «светлое будущее». Сорок процентов подростков нашего времени живут в настоящем, думая о реальных насущных трудностях.

Современные подростки считаются более любознательными и жаждущими знаний. Они понимают, что получение хорошего образования и профессиональных навыков поможет им в дальнейшем получить престижную должность. Современная образовательная среда дает тинейджерам больше возможностей для получения самых разнообразных специальностей, тогда как советские школьники могли поступить в ограниченное число ВУЗов.

В исследовании Психологического института Российской академии образования изучались такие характеристики людей 1974-го и 2004-го годов рождения, как самооценка, уровень ответственности, мотивация, психологическое ощущение своего возраста, выбор образования, уровень личностных притязаний. Эксперты считают, что сравнительно-историческое исследование поколений поможет учителям и директорам школ лучше понимать школьников, адаптируя учебную программу под их особенности. Родители также смогут понимать детей, не пытаясь сделать из них своих «двойников». Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования.