Путь от гордости к разочарованию: история сверхзвукового пассажирского самолета СССР ТУ-144 «Журавль»

Москва, 16:15, 24 Июл 2020, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Двадцатый век вошел в историю человечества новыми достижениями в освоении воздушного пространства. За сто лет человечество сделало огромный скачок в авиастроении от первых неуклюжих летательных аппаратов до современных авиалайнеров.

Реалии современной жизни таковы, что сотни грузовых и пассажирских авиалайнеров ежедневно пересекают границы многих государств, летят над океанами, а десятки миллионов пассажиров через несколько часов оказываются на другом конце света.

История создания советского сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144

Сегодня речь пойдет о советском сверхзвуковом пассажирском самолёте ТУ-144, судьба которого оказалась печальной, хотя в свое время самолетом очень гордилась наша страна, а рекорды по скорости и высоте легендарного воздушного судна до сих пор не побиты. Авиалайнер даже успел попасть в советскую комедию «Мимино». В память о ТУ-144 снят фильм «Журавль в небе» в 2020 году. В честь самолета выпущены почтовые марки и памятные монеты.

В 60-е годы стало известно, что Великобритания, США и Франция начали совместную работу по созданию реактивных и сверхзвуковых военных самолётов. Вот тогда-то конструкторскому бюро Туполева советское правительство и поручило создать сверхзвуковой лайнер, которому бы не было равных в мире по скорости, дальности полета и количеству пассажиров на борту. Отставать от других стран в гонке вооружений было нельзя.

Главным конструктором нового самолёта стал сын конструктора Андрея Туполева Алексей, с 1973 года ведущим конструктором стал Борис Ганцевский, а с 1979 года — Валентин Близнюк. Руководил проектом Андрей Туполев.

Разработки Ту-144 начались в 1965 году, а через 3 года Эдуард Елян, опытный летчик-испытатель из ОКБ Туполева, совершил первый испытательный полёт ТУ-144. Следует отметить, что новый самолет поднялся в небо на два месяца раньше, чем его европейский соперник – сверхзвуковой лайнер «Конкорд», а вот полетал он намного меньше. Кстати, управляли им только летчики-испытатели из ОКБ Туполева, а вторыми пилотами были опытные летчики «Аэрофлота». За свою необычную конструкцию носовой части самолета конструкторы и летчики ласково называли его «Журавлем».

Новый Ту-144 стал триумфом советского авиастроения, но вот достойного применения ТУ-144 так и не нашлось — пассажирские перевозки «Аэрофлота» на сверхзвуковом самолете оказались финансово дорогими из-за большого расхода топлива и сложного технического обслуживания самолетов, а главной причиной для прекращения эксплуатации нового самолета стала катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д.

Правительство предпочло заменить ТУ-144 более простыми, но надёжными аэробусами Ил-86.

Летные происшествия и катастрофы с ТУ-144

К сожалению, случается так, что за каждый шаг в будущее приходится расплачиваться жизнью первопроходцев. Не обошла эта печальная участь и гордость советского авиастроения — сверхзвуковой самолет ТУ-144:

Первое ЧП произошло 3 июня 1973 года, когда самолет Ту-144 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тогда погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) и 8 человек на земле. Причины катастрофы не были названы, информация держалась в секрете, а дело просто закрыли.

После парижской катастрофы работа конструкторского отдела по совершенствованию самолета была продолжена  и в 1975 и 1977 годах его все-таки снова показали на авиасалоне в Ле Бурже.

23 мая 1978 года последовала еще одна катастрофа опытного образца Ту-144, в результате которой самолет совершил вынужденную посадку в поле недалеко от Егорьевска в Подмосковье. Погибли 2 человека.

В 1980-81 годах произошло еще несколько ЧП во время  испытательных полётов, после чего программу СПС тихо свернули из-за отсутствия денег, нигде этого громко не афишируя.

В истории с ТУ-144 вопросов больше, чем ответов…

Финалом этой истории стало открытие памятника сверхзвуковому авиалайнеру Ту-144 24 августа 2019 года в Жуковском. Несмотря на это, в ЦАГИ и сегодня продолжаются разработки нового сверхзвукового пассажирского самолёта на базе Ту-144.