Уникальная техника мумификации Каябана: в чем филиппинцы превзошли египетскую технику сохранения тел
Москва, 16:50, 30 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Когда слышишь слово «мумия», то традиционно на ум приходят практики мумифицирования Древнего Египта и гробницы фараонов. Однако не египтянам принадлежит «пальма первенства» в процессе сохранения останков ушедших, история знает примеры совершенно уникальных приёмов мумификации.
На Филиппинах в Юго-Восточной Азии такие практики применялись задолго до момента колонизации островов испанцами. В пещерах веками сохранялись мумифицированные останки, хотя выполнить подобную технологию в условиях влажного климата было довольно сложно.
Мумификация на Филиппинах была привилегией не для всех
Филиппинцы разработали собственную технологию мумифицирования, которая отличается от древнеегипетской. Мумификация Каябана позволяет сохранить тело вместе с внутренними органами, хотя в Древнем Египте их удаляли. Никто точно не знает, как именно осуществлялся этот процесс, ведь о нем нет никаких письменных свидетельств. Считается, что с распространением христианства мумифицирование прекратили, так как это противоречило сводам христианской религии.
Интересно, что обряду мумификации подвергали только людей из категории избранных – элиты филиппинского общества. Эти индивиды обладали огромными земельными участками, и чем выше был их социальный статус, тем тщательнее проводили погребальную церемонию, а подношения духам потустороннего мира отличались невиданной щедростью.
Тело сохранялось при выполнении особой процедуры
Для сохранности тела человеку нужно было принять внутрь солевой раствор. Когда наступал час подготовки к «переходу» к предкам, решал старейшина. Интересно, что соленым раствором поили еще живого человека, что способствовало обезвоживанию организма. Формулу этого раствора хранили в строжайшем секрете. Таким образом, внутренние органы иссушивались, и в них переставали размножаться бактерии. Египтяне поступали немного другим образом, просто помещая тело в соленую воду и применяя плотные масляные составы для обработки тканей.
В дальнейшем тело натиралось травами и наполнялось табачным дымом для предотвращения размножения насекомых. Далее после удаления кожи поверхностные слои пропитывались соком из листьев местных растений. Выкуривание жидкости из скончавшегося человека может продолжаться на протяжении нескольких дней, а то и месяцев. При этом жидкость собирали в специальный сосуд.
Был еще один «быстрый» способ мумифицировать ушедшего человека. Для этого тело держали над едва тлеющими углями. Это было похоже на процесс копчения.
За десятки лет множество мумий были украдены
Местные жители Филиппин не особо желают распространяться о местах, где все еще сохранились нетронутые мумифицированные останки. Они боятся осквернения мест погребения и того, что учёные начнут их изучать, нарушая покой предков.
Поэтому пока удалось обнаружить лишь несколько мумий. Одна из них была найдена еще в 1918-м, причем она была просто украдена. Эта мумия Апо Анну была передана Национальному музею, который согласился вернуть ее к месту погребения в том случае, если там удастся обеспечить ее защиту от кражи.
К сожалению, конец двадцатого столетия стал эпохой массового разграбления могил, в результате чего были похищены более восьмидесяти мумий древней цивилизации. Они представляют не только культурную ценность для местного населения, но и являются мировым культурным наследием, поэтому предпринимаются все шаги для сохранения оставшихся мумий.
В культуре местного населения Филиппин ибалои по-прежнему существует вера в загробную жизнь. Они верят не только в то, что души ушедших людей общаются между собой. Останки почитаемых предков должны располагаться рядом, чтобы у них была возможность «общаться друг с другом». Аборигены считают, что покойники обладают особой мудростью, которой могут поделиться с живыми людьми, поэтому они приходят в места, где хранятся мумии, и просят у предков совета в насущных делах.