Супермаховик Нурбея Гулиа: поиск совершенной электронной капсулы

Москва, 09:30, 27 Окт 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Технологии уже «правят» миром, и жизнь современного человека невозможно представить без напичканных электроникой устройств. Парадоксален тот факт, что в дальнейшем мир станет более механичным. По крайней мере, в этом уверен советский и российский изобретатель Нурбей Гулиа, который известен в качестве создателя первого супермаховика. Его устройство должно было стать инновационным накопителем энергии, но этого так и не произошло.

Изобретатель с юных лет занимался созданием механических маховиков

Свой путь к созданию идеального супермаховика Нурбей Гулиа начал еще в возрасте пятнадцати лет. Именно тогда он стал экспериментировать с целью создания «энергетической капсулы». Она должна была быть наравне по энергоемкости с бензиновым баком, но превосходить его в плане чистоты и безопасности энергии. Последовательно школьник Гулия провел эксперименты с пружинным и резиновым накопителями.

Аккумулятор из резины показал себя неплохо, ведь при запасе энергии на сто километров пути он весил «всего» девятьсот килограмм в отличие от многотонных предыдущих версий. На основе своего энергоносителя Гулия создал самоходную коляску. Увидевшие творение юного изобретателя коллеги помогли ему подать патент в Комитет по изобретениям.

Вдохновленный успехами, Гулия продолжил свою работу, уверенный в том, что будущее стоит за автомобилями, которые работают не на бензиновых двигателях. Он стал разрабатывать варианты машин с электрическими капсулами. В 60-е годы прошлого столетия он опередил свое время, сконструировав первый советский электрокар на базе движка от МАЗа. Увы, тогда руководство СССР не вдохновилось его успехами.

Изобретатель не отчаялся и сосредоточился на использовании возможностей механических маховиков. В те годы они намного уступали в мощности электрохимическим накопителям, однако Нурбей Гулия верил в их силу. Казалось, что специалист сделал ставку не на ту «лошадку», но это было совершенно не так.

Нурбей Гулиа создал первые гибридные авто, но в СССР его успехи не оценили

Супермаховики сегодня применяют во многих сферах деятельности, используя их в спутниках связи и электростанциях для повышения коэффициента полезного действия. В таких устройствах процент потери энергии минимален – всего два процента. Однако в 60-е годы двадцатого века Нурбей Гулиа столкнулся с трудностями и непониманием научного сообщества, когда решил создать свой ленточный маховик.

Шаг за шагом он усовершенствовал маховик, который перестал разрываться на низких скоростях, а разрыв происходил только при достижении скорости пятьсот метров в секунду. Таким образом, Гулиа утер нос всем недоброжелателям, ведь созданный им супермаховик превзошел все тогдашние устройства, и заставил забыть о популярных свинцово-кислотных аккумуляторах, которые стали вчерашним днем.

В 1966-м Гулиа создал один из первых в мире гибридных автомобилей, задние колеса которого вращались от вариатора и маховика. Собранный по такой конструкции  УАЗ-450Д оказался куда экономнее в расходе энергии своего бензинового «собрата». Казалось бы, изобретение Гулиа обречено на успех и мировое признание, но тут проявился советский бюрократизм. Нурбей двадцать лет не мог получить патент из-за бюрократических проволочек, и драгоценное время было упущено.

Супермаховики не стали массово использовать в автомобилестроении, но Гулиа не отчаивается

Будь Нурбей Гулиа западным специалистом – уже бы стал богатым и успешным. В итоге американцы первыми смогли запатентовать технологию супермаховика, конечно же, вооружившись достижениями советского изобретателя. Они стали отправлять в космос спутники, оснащенные супермаховичными накопителями вместо электрохимических аккумуляторов. Профессор Гулиа также продолжает работать уже в независимой России, и создавать свои варианты устройств с маховичными накопителями.

Изобретатель уверен в том, что будущее автомобильной индустрии не за электрокарами, а именно за супермаховичными авто. Такие модели будут расходовать всего полтора литра топлива на сто километров хода. Почему при всех достоинствах эта технология не нашла массового распространения в наше время? «Для такой машины был необходим супервариатор, а он появился сравнительно недавно и сейчас только начинает производиться», — рассказывает Гулиа. Он уверен, что такой автомобиль на подходе, поэтому продолжает работу даже в свои восемьдесят с лишним лет.