Как роль Кисы Воробьянинова спасла жизнь Сергею Филиппову

Москва, 14:07, 11 Дек 2020, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Фильмы талантливого режиссера Леонида Гайдая давно стали настоящей классикой советского кинематографа. Все дело в том, что режиссер умел найти подход к актерам, относился к своей работе очень щепетильно. В подборе артистов на роли Гайдай был очень придирчивым, и малейшее несоответствие задумке режиссера приводило к замене актера. Весьма показательным стал кастинг актеров на фильм 1971 года «12 стульев».

Плятт отказался от роли Воробьянинова в пользу Филиппова

Гайдай шел к этому фильму очень долго. Ему постоянно отказывали в экранизации произведения Ильфа и Петрова, но в один прекрасный день разрешение было получено. Леонид Иович с жаром взялся за кастинг. Первоначальный вариант с Мироновым и Папановым режиссер отмел после первых же проб. В конце концов, на роль Бендера утвердили Александра Белявского, Кису Воробьянинова доверили играть Ростиславу Плятту. Кроме того, на роль Кисы претендовали Юрий Никулин и Сергей Филиппов. Никулину режиссер предложил сыграть роль дворника Тихона, и тот с радостью согласился.

Не пропустите: Как Юрий Никулин заработал 500 рублей за одну эпизодическую роль

В это время Сергей Филиппов переживал не лучшие времена — известный актер находился в «творческом застое». К тому же, у него обнаружили онкологию головного мозга, и врачи предрекали, что жить ему осталось не так долго. Филиппов стал злоупотреблять алкоголем, погрузился в депрессию. Видя это, Ростислав Плятт подошел к Гайдаю и сказал: «Сергею эта роль нужна больше, чем мне. Снимай его, иначе он пропадет». Гайдай позвонил Филиппову и сказал, что тот утвержден на роль Воробьянинова. Радости актера не было предела. Он погрузился в работу настолько, что даже забыл о своем недуге.

Гайдай одновременно мог быть и требовательным, и великодушным

Нужно отдать должное Гайдаю: он с пониманием относился к проблемам Филиппова, не сердился, когда актер делал что-то не так или вовсе забывал текст. Не забыл режиссер и про Ростислава Плятта — ему предложили читать закадровый текст.
В процессе съемок выяснилось, что Филиппов своей игрой затмевал Бендера — Белявского. Молодой актер, хоть и был весьма талантливым, проигрывал именитому Филиппову по всем статьям. Решено было искать замену Белявскому.

Гайдай пригласил Высоцкого, но тот в первый же день не явился на съемки. Леонид Иович терпеть не мог нарушителей дисциплины, какими бы именитыми они не были. В конечном итоге, Бендера сыграл малоизвестный грузинский актер Арчил Гомиашвили. Правда, к концу съемок Гайдай вдрызг разругался с Гомиашвили — тот, по мнению режиссера, «слишком много себе позволял» на площадке, и играл так, как считал нужным сам, а не как его просил режиссер. Этот фильм оказался первой и последней совместной работой режиссера и Арчила Гомиашвили.

Роль Кисы Воробьянинова продлила жизнь Филиппова на 20 лет

А вот Филиппов стал «талисманом» Гайдая — после «12 стульев» актер сыграл практически во всех фильмах мэтра. Правда, главных ролей ему больше не доставалось — однако эпизоды с участием Филиппова были настолько яркими, что порой запоминались зрителям больше, чем главные роли в исполнении других артистов.

Филиппов буквально «жил» ролью Воробьянинова, и нужно отметить, что именно эта роль «исцелила» актера. Во всяком случае, во время очередного обследования врачи с удивлением отметили значительное улучшения состояния актера, более того — предложили сделать операцию, хотя еще совсем недавно о ней и речи быть не могло.

Хирургическое вмешательство прошло успешно, и Филиппов быстро вернулся к любимой работе. Он даже сумел самостоятельно озвучить своего героя. Так Гайдай в прямом смысле «спас жизнь» великого артиста, дав ему возможность прожить еще почти 20 лет и сыграть множество незабываемых ролей.

Не пропустите

Тем не менее, конец жизни великого актера был весьма печальным — он ушел из жизни в 1990 году из-за онкологии, в полном одиночестве в своей ленинградской квартире. Хватились актера лишь через две недели. Чтобы проводить Сергея Николаевича в последний путь, актеры-коллеги собирали деньги по крохам. Творческое наследие Сергея Филиппова насчитывает более 130 киноролей, однако по-настоящему он смог раскрыться именно в комедийных ролях. И немалую долю в это внес талантливый режиссер Леонид Гайдай.