Секретный «бункер на колесах», который мог «выкапываться» из земли, что случилось с уникальной разработкой

Москва, 14:52, 17 Дек 2020, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Обострение отношений между СССР и США в 50-х годах прошлого столетия вызвало необходимость создания передвижного командного пункта, который бы мог самозакапываться с целью маскировки, а при необходимости — выкапываться и менять дислокацию. Эта идея родилась у советских инженеров, поскольку оружие в те годы уже отличалось высокой точностью, и могло причинить большой урон стационарным командным пунктам. Что получилось в конечном итоге, мы расскажем далее.

Чем «Стрела» не угодила маршалу Гречко

Следует отметить, что данная задача была довольно трудной, поскольку бункер должен был базироваться на мощной машине с большими габаритными размерами, иметь автономные системы жизнеобеспечения, защиту от огнестрельного оружия, системы закапывания и выкапывания, а также высокую проходимость в самых суровых погодных условиях. Казалось бы, задача непосильная. Однако советские инженеры успешно с ней справились, показав в 1965 году образец самозащищенной машины под кодовым названием «Стрела».

Бункер базировался на агрегатах автомобиля ЗиЛ-135Л. Как водится, его показали руководству — первому заместителю министра обороны маршалу Гречко. Однако бывалому военному машина не понравилась: в первую очередь, маршал раскритиковал высокую стоимость производства, а о достоинствах и слушать не захотел. Так идея производства «бункера на колесах» заглохла на целых 10 лет.

«Редут» — преемник «Стрелы»

В 70-е высокоточное оружие продолжало совершенствоваться, и к идее передвижного защищенного бункера снова вернулись. Естественно, что прежние разработки успели устареть, и конструкторы начали, что называется, «с нового листа». Так в 1975 году появился «Редут» — передвижной пункт управления войсками. За основу был взят МАЗ-543, восьмиколесный грузовик повышенной проходимости. Эта модель уже давно была высоко оценена военными и применялась ими в различных сферах. Машина могла эксплуатироваться в самых тяжелых климатических условиях: при температуре от -40 до +50 градусов до 3000 метров над уровнем моря.

Первые испытания вызвали некоторые нарекания: автомобиль-носитель оказался перегружен, а системы самовыкапывания работали недостаточно надежно. Комплекс был отправлен на доработку, и в 1978 году был продемонстрирован обновленный вариант. Корпус бункера изготавливался из дюралюминия — это не давало защиты от прямого попадания снаряда, но неплохо защищало от мелкокалиберного и осколочного попадания. Для тщательной маскировки машина должна была заезжать в заранее подготовленный котлован, там она закапывалась. Для откапывания задействовались семь гидродомкратов и грунтосбрасыватель. Процесс закапывания, как и выкапывания, не превышал по длительности получаса.

Крыша бункера была скатного типа. В процессе откапывания земля ссыпалась под колеса бункера, это давало возможность автомобилю выбираться из котлована своим ходом, без задействования дополнительной техники, что в военных условиях было немаловажным моментом. При движении бункер мог развить скорость до 60 км/ч — весьма неплохие показатели для 40-тонной 11-метровой махины! Кабина была небольшая, но при этом в ней вполне комфортно размещались два человека. Четыре ведущих моста обеспечивали бункеру хорошую проходимость.

«Редут» ждала та же участь, что и «Стрелу»

Автомобиль понравился военным, встал вопрос о его массовом выпуске. Многие военачальники были бы рады получить такую технику. Однако министр обороны СССР Дмитрий Устинов забраковал машину. Как и в случае с предыдущим образцом, министр посетовал на высокую стоимость производства подобной техники — ведь учитывая численность Советской армии, несколько образцов не смогли бы покрыть потребность в таких передвижных бункерах. Автомобиль так и остался «опытным образцом», который показывали на различных выставках. Техникой восхищались, но о массовом выпуске никто даже и не заикался.

Последний раз автомобиль-бункер был показан на одной из выставок в 1987 году. Затем его отправили в деревню Николо-Урюпино в Подмосковье, где планировалось организовать музей военной техники. Стоит отметить, что «Редут» доехал до места назначения своим ходом. Сегодня «бункер на колесах» ржавеет под открытым небом, позабытый всеми, как немой укор недальновидным советским военачальникам.