Как российский IT-эксперт помогает казахам-банкирам грабить других казахов

Москва, 18:21, 20 Янв 2021, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.

Ковидным летом 2020 года банкиры Казахстана встрепенулись, всех потрясла новость – первым заместителем председателя правления самого крупного банка Казахстана Халык банк (в переводе на русский — «Народный банк», возникший на обломках Сбербанка СССР) был назначен российский эксперт Антон Мусин. Очень теплое место, которое снится каждому IT специалисту в Казахстане, внезапно занял россиянин, который спустился в правление аж из совета директоров банка, куда был принят на работу годом ранее – в апреле 2019 года.

 

Мусин возглавил транзакционный и IT блоки Халык банка, поменяв, десятилетие сидевшего на этом посту Нурлана Жагипарова, как поговаривают, ныне сбежавшего в Лондон с миллионами «народных» долларов, которые откуда-то взялись у банковского админа.

 

Во всех банковских кулуарах обсуждалось who is mr. Musin, зачем он появился в Казахстане и откуда у обычного айтишника такая внезапная потрясающая карьера?

 

Послужной список Антона Мусина выдает в нем глубокого технического специалиста, но не банкира. С августа 2010 года по настоящее время он является партнером в эмиратском Accenture LTD в Дубай. С октября 2009 года по август 2010 года работал старшим менеджером в московском KPMG. С апреля 2007 года по октябрь 2009 года трудился менеджером российского подразделения Accenture LTD. С марта 2003 года по апрель 2007 года работал системным аналитиком в московском офисе Xerox. В Казахстане Мусин появился не случайно, и этому предшествовали некоторые события.

 

Начнем с того, что Народный банк принадлежит не народу, а средней дочери бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, самой богатой женщине этой среднеазиатской страны Динаре Кулибаевой (Назарбаевой). Три года назад Народный банк за 1 тенге (пятая часть рубля – менее 20 копеек) купил самый высокотехнологичный и крупный в стране «Казкоммерцбанк». «Дочка» «Казкоммерцбанка» в России «Москоммерцбанк» тоже досталась Халыку. После этого «Халык» сам превратился в самый крупный банк не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Сегодня банк занимает первое место по активам в стране, а это более $23 млрд – треть всего банковского сектора страны.

 

Впрочем, наследие Сбербанка СССР сделало свое дело — стать эффективным цифровым банком у Халыка не получилось. Каждый месяц банковские системы ломаются из-за отсутствия нормальной стыковки между IT платформами Халыка и бывшего Казкома. Сбежавший в Лондон Жагипаров не забыл прихватить с собой миллионы долларов, но забыл оставить в Халык банке нормально работающую банковскую систему. Свидетели утверждают, что до сих пор в бэкофисе Халыка маленькие помощники Санты носят «цифровые» документы в папочках на бумаге, но не забывают рассказывать о своей неудержимой диджитализации. Однако непрекращающиеся сбои говорят, что банк наглухо застрял в «совке» и цифровизовать его мог только варяг.

Отвлечемся еще на один момент — с января 2021 года иностранные банки получили право открывать в Казахстане свои филиалы по одному заявлению, раньше это им было запрещено, разрешались только полноценные дочерние банки. Десятки лет Халык банк сидел под «крышей» высокопоставленных акционеров и сминал на своем пути любых конкурентов, пользуясь административным ресурсом и огромными деньгами, которые вливали в него государственные компании. Задавить иностранные банки не получится ведь они придут в Казахстан с хорошим фондированием и технологиями, не снившимся Халыку. И вот тут настало время поработать и пригласить иностранца, который поможет казахстанцам. На этой драматической ноте в Казахстане появился Антон Мусин, именно он, утверждают эксперты, должен вытащить Халык банк из «совка» и в сжатые сроки его цифровизовать.

 

С момента его появления в казахстанском городе Алма-Ате в местной прессе начали появляться многочисленные публикации, в которых он анонсировал полную перезагрузку банка. Интервью пестрят терминами Open API, биометрия, удаленные каналы продаж, экосистема и многими другими. Антон Мусин, как мы уже говорили, появился на должности первого заместителя председателя правления Халыка в начале лета, и по свидетельствам очевидцев зачастил на рабочие встречи к местному регулятору казахский Центробанк. Уже в середине лета Национальный банк Казахстана презентовал Концепцию по развитию финансовых технологий и инноваций, а в конце лета в срочном порядке была принята 100-страничная «Концепция по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020-2025 годы». Этого документа нет в открытом доступе, но достать его не сложно. Страницы концепции пестрят знакомыми словами, которые легко читаются во всех интервью Антона Мусина.

 

Казахстанские банкиры подчеркивают, что этот документ был разработан Антоном Мусиным для казахстанского Центробанка и на 80% направлен на интересы Халык банка. Эта концепция преследует цель задавить сегодняшних цифровых лидеров банковского рынка Казахстана, отдав Халык банку с трудом завоёванные доли рынка других банков, у которых нет такой «крыши». В концепции казахский Центробанк по сути излагает план по созданию с десяток монополий, которые строятся специально для Халык банка. В пример можно привести монополию на техническую базу для удаленной идентификации по биометрии; единый страховой маркетплэйс; национальную факторинговую систему и так далее. Иначе говоря, казахстанский регулятор Центробанк создает совместное предприятие с Халыком, куда в обязательном порядке подключают все остальные частные финансовые организации и банки Казахстана. Не хочешь подключаться? Работать не будешь! Казахстанские банкиры называют этот процесс воровством и надеются, что руководство страны обратит внимание на зарвавшийся «совок» Халык банк.