Кто стал прообразом сказочного персонажа Синей Бороды

Москва, 09:35, 01 Май 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Сказки порой бывают такими, что хочется переделать сюжет, читая их маленьким детям. Именно такое желание вызывает сказка Шарля Перро “Синяя Борода”. Она выделяется из общего формата, в котором работал автор, именно своей не совсем-то и сказочной фабулой.

Даже те, кто ее не читал, знают значение устойчивого словосочетания “синяя борода” — коварный и мрачный женоненавистник. Но немногие знают, что Перро лишь литературно обработал ходящую в его времена легенду, которой окутана реальная историческая фигура маршала Франции барона де Ре. Возможно, потому сказка и вызывает некоторую оторопь, более походя на криминальные хроники XV века.

Портал Ftimes.ru разбирался, какова же доля сказки в этой истории.

“Жил-был человек, у которого были красивые дома и в городе, и в деревне…”

Так начинается сказка Перро о Синей Бороде

Прототип героя — барон Жиль де Ре родился в 1404 году в провинции Франции Бретань. Наследник знатного старинного рода, из которого вышло множество военных фигур Франции высокого ранга. Жиль и его брат Рене рано осиротели, их воспитанием занимался дедушка, который привил внукам любовь к наукам и чтению.

Будучи еще в совсем юном возрасте, Жиль де Монморанси-Лаваль (полное имя барона) женился впервые и (пришло время удивиться) единожды!

Брак был очень выгодным: к и без того немалому состоянию Жиль получил огромное приданое жены, среди прочего и замок Тиффож, в котором со временем разыграется драма всей его жизни.

Богатством барон воспользовался расчетливо — получил место в свите наследника престола Франции Карла Валуа. Времена были суровые, бушевала Столетняя война. Корона для Карла была под большим вопросом. Но барон де Ре проявил преданность и ушел на военное поприще в интересах дофина. Текущая в его жилах кровь доблестных предков определила судьбу. Барон стал национальным героем, сражаясь вместе с Жанной Д’Арк под Орлеаном.

В те годы жить торопились, в 25 лет барон уже стал маршалом Франции за свои военные подвиги. Допускают, что отчасти, не последнюю роль в назначении сыграло содержание армии, да и будущего короля собственными средствами.

17 июля 1429 года Карла короновали.

Хочешь нажить врага — одолжи другу денег

После того как Карл взошел на престол, барон де Ре впал в немилость. История замалчивает детали, да и кто разберется доподлинно, но историки утверждают, что Жиль де Ре стал намекать Карлу о возврате долга. По крайней мере, логично предположить, что он надеялся на определенную сатисфакцию. Но нет ничего грязнее придворных подковёрных интриг и козней. Барона отлучили от королевского двора.

Уйдя в отставку с военной службы, наш герой поселился в глухой Бретани, упомянутом выше замке Тиффож.

Из маршала в алхимики

Находясь в опале, и уже ставшем крайне затруднительном по баронским меркам материальном положении, герой Столетней войны ударился в алхимию. Переоборудовав под лабораторию подвал замка, и не скупясь на расходы, Жиль де Ре маниакально преследовал цель синтезировать золото.

Акульи зубы, ртуть, мышьяк стали его привычными покупками. Усиливая “научный” состав лаборатории в 1439 году, он пригласил в поместье итальянского алхимика Франческо Прелати. За Прелати тянулась мистическая слава, он слыл колдуном и медиумом.

Тем временем слухи об их еретических колдовских опытах распространялись Бретанью со скоростью мощного современного Wi-fi. Небо над бароном сгущалось. Святая инквизиция уже стояла у его ворот. 13 сентября 1440 года барону предъявили обвинение из 47 пунктов, в числе которых были жертвоприношения маленьких детей, сжигание людей и поклонение демону.

Хлеба и зрелищ

Дело барона де Ре получило большую огласку — постарались власти и сыграла на руку дремучесть народа. Из судебных разбирательств устраивались целые представления, на которые допускались все желающие. Любопытных ротозеев было много, еще больше тех, кто мечтал плюнуть барону в лицо. В общем, все в лучших традициях Средневековья.

Против бывшего маршала свидетельствовали все соратники и слуги, даже сам Прелати присягнул, что обвиняемый вступил в сделку с дьяволом. Сам барон все отрицал, но толпа жаждала возмездия, король и не думал заступаться за своего бывшего самого верного слугу. Подвергшись страшным пыткам, в которых инквизиция знала особый толк, де Ре все же сознался во всем. Современные суды не принимают во внимание признания, выбитые пытками, слава прогрессу и развитию демократии. Но вернемся в XV век.

Жиля де Ре вышвырнули из лона Церкви Христовой за «столь тяжкие прегрешения против догматов веры и законов человеческих, что невозможно человеку и вообразить их» и приговорили к казни путем сожжения. Гуманизм тех времен поражает — учитывая боевые заслуги, перед сожжением барона разрешили задушить. 26 октября 1440 года в возрасте 36 лет Жиль де Монморанси-Лаваль, он же барон де Ре был казнен. Среди его друзей и знакомых не нашлось никого, кто посмел бы выступить на стороне его защиты.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается

История барона де Ре веками додумывалась и обрастала легендами. В частности, в синий цвет его бороду “покрасила” одна из легенд, якобы сам дьявол наложил на него такую отметину. В общем, подобного рода резонансные личности даже после казни продолжают жить в умах и фантазиях людей. Почему в сказаниях барону приписали убийства жен, доподлинно не известно.

“Испортить” сказку решился в 1992 году литератор Жильбер Пруто. Во французском Сенате с целью пересмотра дела он собрал трибунал, состоящий из экспертов в разных областях. Ни одно из вменяемых тяжких преступлений барона не подкрепилось надлежащими доказательствами и был вынесен оправдательный приговор, однако не имеющий юридической силы. В общем, уже мало кому нужны оправдания спустя 500 лет. Речь может идти просто о торжестве справедливости во имя правды.

В нашумевшем сериале Дэвида Линча “Твин Пикс” произносится крылатая фраза “совы не то, чем они кажутся”, заставляющая нас задуматься об истинной сути вещей и событий.

История скрывает еще много таких загадок, а уж если к ней подключаются сказочники, то потом никакие трибуналы не повернут ее вспять. Как говорится, «ложечки нашлись, но осадок остался».

На всякий случай в шутку, посоветуем вам не читать сообщения вашего мужчины, даже если у него нет бороды и телефон не запаролен. Мало ли что вы можете найти в этих “тайных комнатах”.