Почему в России хотят вернуться к советской практике красить бензин
Москва, 16:08, 01 Июл 2021, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.
Сегодня отличить марку бензина по цвету вряд ли удастся. Но водители СССР сразу знали, что залито в канистры. Не все понимают, для чего советские производители красили бензин. Делалось это не затем, чтобы процесс заправки стал «веселее».
Современные водители могут и не знать, как выглядит заливаемое в машину топливо. Они смотрят только на цвет пистолета. Сегодня оттенку бензина он не соответствует. Практически вся продукция выглядит одинаково. На советских же заправках бензин и пистолет легко могли оказаться одинаковыми по цвету. Горючее раскрашивали с определенными целями.
Значение разноцветного топлива в СССР
Советский топливный рынок отличался от современного. Водителям предлагался бензин с достаточно низкими октановыми числами. Но даже для их получения требовались дополнительные манипуляции. Первичный процесс производства не дает октановое число больше 60. Повышают его за счет добавок. Основным веществом для этой цели долгое время был тетраэтилсвинец. Сегодня из-за вредности его запрещено использовать. Но в СССР бензин с тетраэтилсвинцом был основным топливом. Власти знали об опасности топлива, и указывали на нее добавлением красителя. Цвет также зависел от марки. С 1960-х этилированный бензин красили в:
- А-66 – оранжевый или красный;
- А-76 – зеленый;
- АИ-93 – синий.
В А-72 тетраэтилсвинца не было, и он сохранял природный оттенок. Позже состав топлива изменился, и оно стало розовым. Новые оттенки получали и другие марки. В последние годы действия цветового ГОСТа бензин красили в:
- А-66 – зеленый;
- А-80 – желтый;
- АИ-92 – красный или оранжевый;
- АИ-98 (предназначался только для предприятий) – синий.
Разные оттенки позволяли бороться с фальсификацией и сразу определять тип топлива. Окрашивание не влияло на характеристики горючего.
Где красили бензин после развала Союза
В 2001-м «Лукойл» пытался возродить практику из СССР. В рамках эксперимента компания начала добавлять голубой и красный краситель в марки АИ-92 и А-76. Мера была принята для борьбы с наводнившим рынок фальсификатом. Но эксперимент просуществовал всего несколько лет.
К цветному топливу прибегали в Англии, Франции и Ирландии. Красители добавляли в горючее, продаваемое с пониженными акцизами для определенных отраслей. Сегодня окрашивание бензина массово не производится. Но производители премиум-продуктов могут добавлять красители, чтобы подчеркнуть их качество и уникальность.
«Неправильные» изменения цвета топлива
Качественный бензин должен быть прозрачным, светло-желтого оттенка. Дизельное топливо немного темнее подсолнечного масла. Заметив отклонения цветовых параметров, стоит проверить качество горючего.
Мутная жидкость может указывать на присутствие неправильных добавок или нарушение условий хранения. При подозрении на разбавленный бензин нужно добавить в него марганцовку. Розовый цвет укажет на присутствие воды.