Голос из прекрасного далеко: почему никто не знает в лицо певицу Татьяну Дасковскую

Москва, 13:34, 15 Авг 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Хороший саундтрек зачастую живет дольше, чем фильм, и во многом обуславливает успех картины. Множество песен, написанных для кино, стали шлягерами и ушли в свободное плавание, иногда даже переставая ассоциироваться с фильмом, в котором прозвучали. Но есть в этом прекрасном моменте слияния двух искусств один не совсем справедливый элемент — зачастую исполнители песен так и остаются “за кадром” как в картине, так и в жизни.

Так произошло с Татьяной Дасковской, исполнившей более двух сотен песен для советского кинематографа, но ее лицо и имя знают единицы.

Голос утренний в серебряной росе

Москвичка Татьяна Дасковская родилась 25 июня 1946 года, с детства занималась музыкой и вокалом, после окончания школы получила образование по классу дирижер хора. Чистый, нежный голос в совокупности с идеальным знанием нотной грамоты привели актрису в кинематограф. Ее первым фильмом был «Вера, Надежда, Любовь», в котором Татьяна исполняет песню “Будь со мной” композитора Крылатова на слова Энтина. Тандем поэта и композитора дополнился певицей. Авторам очень нравился голос Татьяны и ее манера исполнения, поэтому другие работы не заставили себя долго ждать. Дасковскую приняли в штат киностудии Горького и «Мосфильма», и далее четверть века она проработала на озвучке музыкальных номеров в картинах.

 

За эти годы Татьяна стала закадровым голосом в добрых двух сотнях кинофильмов, но всегда оставалась в тени — ее имя фигурирует в титрах лишь в нескольких фильмах.

Не в титрах

Не указывать имена исполнителей песен в те времена было обычной практикой, делалось это с целью не портить впечатление от персонажей, которые пели не “своим” голосом, да и актрисам не хотелось разрушать флер талантливости. В общем, Татьяну предупреждали об этом, она сознательно шла на такую работу, и за узнаваемостью и славой не гналась. Стабильная работа, хорошая зарплата — не все же должны блистать на сцене и раздавать автографы. Кроме этого, Татьяна была влюблена в свое ремесло, и за этой любовью ей совершенно не хотелось роптать на отсутствие известности.

А тем временем песни в ее исполнении распевала вся страна: “Пообещайте мне любовь” из “Акванавты”, “Осенние деньки” из “Одиноким предоставляется общежитие”, все песни из “Десять лет без права переписки” и многие другие. Звездный час голоса Дасковской настал, когда Крылатов и Энтин записали с Татьяной “Прекрасное далеко” для многосерийного фильма по книге Кира Булычева “Гостья из будущего”. Изначально песню должна была исполнять девочка-подросток. Нашли юную певицу из хора с совершенно волшебным голосом, она спела чудесно, но режиссер Арсеньев по непонятным причинам забраковал этот вариант, а когда спела Татьяна, сложилось все. Эта песня вот уже скоро сорок лет как является гимном будущего, одним из самых цитируемых и исполняемых произведений, и неизменно вызывает мурашки у слушателей.

От чистого истока в прекрасное далеко

С началом перестройки, а потом и развалом СССР, культура, в том числе и кинематограф, переживали не лучшие часы. Многие профессионалы лишались работы и средств к существованию. Татьяна Дасковская не стала исключением. Работы не подворачивалось вообще никакой, а вся семья Татьяны была музыкантами, дочь закончила училище Гнесиных. Несколько лет бедствований и подработок не по специальности подвели семью к иммиграции. Они приняли решение уехать в Германию, в Нюрнберг. Творческие поиски дали свои плоды — нашлось помещение, аппаратура, музыканты и режиссеры. Дасковская стала выступать как вокалистка в группе “Гезанг”, что в переводе с немецкого значит “поющие”, и, собственно, работает там до сих пор.

Актриса вполне довольна своей жизнью и не жалеет о том, какой сделала выбор в свое время. Действительно, лучше смотреть в прекрасное далеко, чем оборачиваться назад.