Нет повести печальнее на свете: почему принцессы, дочери Николая II так и не вышли замуж

Москва, 20:37, 16 Авг 2021, редакция FTimes.ru, автор Alla Berlet.

Трагична судьба последних принцесс Романовых. Мог ли их спасти от несчастной гибели брак с заграничным принцем, сейчас остается только гадать. Но почему барышень не отдали замуж, ведь старшие – Ольга, Татьяна и Мария – достигли соответствующего возраста и вполне могли составить блестящую партию европейскому правителю. Так в чем же причина: отец-деспот, не пустивший дочерей под венец, особая привередливость великих княжон или время, которого у девушек оказалось слишком мало?

Судьба русских царевен

В то время как русские правители укрепляли и расширяли державу, были завоевателями, реформаторами, миротворцами, их дочери и сестры оставались бесправными старыми девами, сидевшими взаперти в теремах, а то и в монастырях. Исключениями стали царевна Софья, сводная сестра Петра I, его дочь – императрица Елизавета Петровна, да племянница – Анна Иоанновна, которые в свое время правили страной. Еще было несколько царевен, выгодно отданных замуж для укрепления внешнеполитических связей. Но в каждом поколении и Рюриковичей, и Романовых было до 5, а то и 7 младенцев женского пола. Какой же была их жизнь?

Стоит начать с того, что доживали до взрослого возраста половина детей. Оставшихся девушек постигала не завидная судьба: все дни проводили они на женской половине, занимались домашним хозяйством и рукоделием. Развлечения ограничивались посещением церкви, паломничеством да прогулкой по саду, подальше от посторонних глаз. Замужество, даже династический брак, выгодный интересам страны, сложно было организовать, потому что заграничные кандидаты не подходили по вере – православных правителей было мало. Выходить замуж за своих бояр или князей, не позволяла царская честь, всех их, не зависимо от происхождения и знатности, правители, начиная с Ивана Грозного, считали своими холопами.

Петр I всячески пытался пристроить своих сестер и дочерей в Европе, но их браки не отличались особым успехом. Многие женихи не доживали до брака, а некоторые уходили в мир иной в скорости после его заключения.

В этом плане повезло дочерям императора Павла I. Получив в жены принцессу из Вюртембергского дома, он считал, что для будущего страны важно укреплять связи с европейскими государствами. А что может быть сильнее родственных уз? Такой политики придерживались и последующие императоры.

Казалось бы, судьба русских принцесс изменилась в лучшую сторону. Они не сидели взаперти, сокрытые от чужого взгляда, а получали образование, имели широкий кругозор и разнообразные развлечения, путешествовали. Их статус, богатство, связи делали их завидными невестами для любого заграничного принца. Но Великие княжны, дочери последнего русского царя, в роковой час истории оказались вместе со своей семьей и не избежали трагической участи.

Последние русские принцессы

Они называли себя «ОТМА», так подписывали письма и поздравительные открытки родным и друзьям. Этот псевдоним составлен из первых букв имен сестер Романовых: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Девочки были очень дружны, много времени проводили вместе. При этом каждая из сестер имела свои взгляды и увлечения, была яркой и интересной личностью.

Ольга Николаевна

Первенец императорской четы была добрым и одаренным ребенком, честным и прямолинейным, в то же время сердечным и милым. Науки ей давались легко, из-за этого она часто ленилась, только читать любила: могла провести за книгой весь день. Сильная воля в детстве часто проявлялась упрямством, вспыльчивостью и непослушанием. Но со временем Ольга научилась себя сдерживать. В юности девушка стала для отца настоящим другом и советчиком. Николай II всерьез рассматривал ее кандидатуру для передачи престола, когда цесаревич Алексей еще не родился, и позже, в периоды обострения его серьезной болезни.

«Итак, она звалась Татьяной»

Вторая царская дочь была названа в честь героини Пушкинского «Евгения Онегина». Старшие сестры Романовы, как и художественные сестры Ларины, были очень дружны, но очень отличались характером. Татьяна любила подвижные игры, катание верхом, велосипедные прогулки, походы в лес, с удовольствием занималась рукоделием и домашними делами, в отличие от старшей сестры. Девушка была очень привязана к матери, уже с детства заботилась о ее душевном спокойствии, усмиряя шалости других детей. За это Татьяна получила от них прозвище «гувернантка». Вторая дочь Николая II вела активную общественную деятельность: организовывала и участвовала в благотворительных организациях, помогала бедным и беженцам.

Просто Мария

Третья девочка в царской семье стала разочарованием для многих из окружения императора. Конечно же, все ждали наследника. И будто предчувствия эти ожидания, Мария росла крупным и физически развитым ребенком, любила носить на руках младшего брата, делала это и тогда, когда Алексей стал большим и страдал от приступов гемофилии. Рослая, румяная, широкоплечая, девушка напоминала настоящую русскую красавицу и выглядела лучше в народном сарафане, чем в модном платье. Машка, как часто называли ее в семье, была веселой, смешливой и подвижной, при этом удивительно послушной. Ее тянуло к простым людям, часто она разговаривала с солдатами из охраны, запоминала, как зовут их жен и детей, а при следующей встрече интересовалась, как у них дела.

Анастасия

Младшая из сестер Романовых – Постреленок, как называла ее мать, – была подвижным и шаловливым ребенком. Именно она организовывала игры и шалости для них с Марией. Теннис и танцы были любимыми занятиями княжны. «Малая пара» – Мария и Анастасия – часто устраивали концерты и развлечения для солдат в госпитале, где работали императрица и две старшие дочери – «большая пара». Они дружили вначале парами: две старшие и две младшие сестры. А когда разница в возрасте не мешала им проводить время вместе, появилась «ОТМА».

Амурные дела Великих княжон

На момент отречения от престола Николая II три его старшие дочери уже могли быть выданы замуж. Согласно дореволюционному брачному законодательству, возраст для вступления в брак для девушек был с 17 лет. В 1917 году Ольге было 22 года, Татьяне – 20, а Анастасии – 18. Девушки были общительны, милы и красивы, не сидели взаперти и, конечно же, имели сердечные привязанности.

В начале Первой мировой войны для установления дружеских отношений с Балканами всех сестер хотели выдать замуж за наследников румынского, сербского, греческого и болгарского престолов. Но старшая из сестер категорически отказалась от брака с румынским принцем. Ей невыносима была мысль покинуть родину. Ольга заявила, что она русская и останется навсегда такой. Несмотря на выгоду для страны царские родители выполнили желание дочери, и помолвки были отменены.

Для Ольги это был уже не первый разговор о замужестве. В 1912 году едва не состоялось ее обручение с двоюродным дядей Великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, но императрица расстроила помолвку, посчитав этот вариант не лучшим для дочери. Кстати, Александра Федоровна отвергла не только этого кандидата в мужья. Был еще Великий князь Борис Владимирович, которого также посчитали недостойным императорской дочери. Оно и понятно, жених был на 18 лет старше, да еще и содержал любовницу длительное время.

По-видимому, все разговоры о возможном замужестве Ольги велись без ее участия. В это время девушка в дневниках писала о совсем иных увлечениях. В ее записях присутствовал загадочный молодой человек, которого она именовала только буквой С. Кто он, историки спорят по сей день. Возможно, это был лейтенант Павел Воронов, с которым принцесса познакомилась на царской яхте «Штандарт». Со временем романтические чувства к неизвестному герою прошли, а на его месте в дневнике появился «очень милый», «ужасный душка» Митя. В это время старшая княжна работала в госпитале, где среди пациентов был Дмитрий Шах-Багов. Молодые люди дружили и много общались, Дмитрий помогал дезинфицировать хирургические инструменты, скручивать бинты, раскладывать лекарства. Несмотря на сплетни, которые ходили между медсестрами, ничего предосудительного в их отношениях не было. После выздоровления Дмитрий выписался, и Ольга никогда его не видела.

В отличие от старшей сестры, Татьяне понравился заграничный жених – сербский князь Александр. Даже после расторжения помолвки они не прекратили общение. Узнав о расстреле царской семьи гибели девушки, будущий Сербский король чуть не покончил с собой. Но Татьяна испытывала к Александру лишь дружеские чувства. По примеру матери и старшей сестры, она работала в госпитале, где проявляла симпатию к одному из пациентов, корнету Дмитрию Маламе, отважному герою первых дней войны. Общение молодых людей не вызывало протестов со стороны венценосных родителей. Александра Федоровна доброжелательно отзывалась о корнете в письмах к супругу и считала, что он бы стал превосходным зятем. Выписавшись из госпиталя, Малама вернулся на фронт, а после окончания Первой мировой войны записался в ряды Добровольческой армии, был убит в 1918 год. Может, если бы не дальнейшие трагические события в жизни Татьяны и Дмитрия, эти двое обрели бы счастье вместе.

До начала войны Мария также была влюблена. Ее сердечное увлечение – офицер Николай Деменков, который служил в охране яхты «Штандарт». Они переписывались и созванивались. Княжна даже стала подписывать свои письма как «госпожа Деменкова», и часто, как бы в шутку, просила отца выдать ее замуж за этого офицера. Провожая на фронт Николая, Мария сшила сама ему рубашку, которая оказалась в пору молодому человеку. Об этом он сообщил ей в последнем телефонном разговоре.

Сейчас сложно сказать, смог ли брак спасти кого-нибудь из Великих княжон от печальной участи и подарить счастливую семейную жизнь. История не терпит сослагательного наклонения, и гадать о возможной участи сестер Романовых неблагодарное дело. Их псевдоним ОТМА – четыре заглавных буквы, стоящие рядом, – как и Великие княжны – каждая с Большой буквы, но вместе, тесно прижавшись друг к другу, как при жизни, так и в минуту, когда их не стало.