Различные способы маркировки продукции и их особенности

Различные способы маркировки продукции и их особенности
Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Обзоры

Москва, 19.08.2022, 16:58:12, редакция FTimes.ru, автор Полинария Римская.

Маркировка – это условные обозначения, текст и графические объекты на товаре, его этикетке или упаковке. Нанесение указанных сведений и объектов нужно для идентификации и приемки продукции, для раскрытия обязательных данных для потребителей, для работы с онлайн-сервисами и информационными системами.

Специальными видами маркировки являются QR, штрих-коды, RFID-метки и т.д. Также есть несколько вариантов нанесения информации и кодов, от лазерного до механическогоспособа.

Зачем нужна маркировка продукции?

В том или ином виде маркировку можно найти на каждом товаре. Без нее невозможно оценить точные характеристики и состав изделия, узнать о месте его производства, важных нюансах эксплуатации или приготовления, сроках службы или годности. Поэтому первой причиной, по которой производители, поставщики или продавцы обязаны маркировать свою продукцию, является раскрытие информации для потребителей.

Также исходя из требований законодательства и целей предпринимателя, условные обозначения, коды и информация на этикетках важна:

  • для учета товара и его оборота в государственных информационных системах (например, многие товарные группы должны маркироваться и учитываться в системе «Честный знак»);
  • для упрощения приемки товара и внутреннего движения на предприятии, на складах (сейчас почти все компании используют электронный документооборот, а сведения в базу данных вносятся путем сканирования штрих-кодов);
  • для раскрытия дополнительной информации об изделии, бренде (например, на этикетке часто указывают знаки соответствия после сертификации).

В каждом из перечисленных случаях есть специальные особенности и способы маркировки. Например, для работы в системе «Честный знак» коды нужно сначала зарегистрировать, после чего разместить на продукте.

Для каких товаров предусмотрено маркирование?

Маркировать нужно всю продукцию, выпускаемую в обращение. Это обязательное требование является гарантией защиты прав потребителей. Точный состав сведений и способ маркировки зависит:

  • от вида изделия, особенностей его выпуска (например, информация и коды наносятся на сам товар, либо на его упаковку, этикетку);
  • требований нормативных актов (например, в технических регламентах ТС / ЕАЭС указан обязательный состав сведений для размещения на этикетках);
  • особенностей работы информационных систем (например, контрольно-измерительные знаки должны размещаться таким способом, чтобы их можно было считать сканером, приложением).

Способ нанесения кодов и сведений выбирает сам предприниматель. Например, выбор зависит от стоимости изготовления кодов и вариантов его нанесения на изделие или этикетку. Подробнее узнавайте здесь https://znak.store/

Способы маркирования продукции

Если речь идет об обязательных сведениях для потребителей, их размещают:

  • на самом товаре путем гравирования, тиснения, прикрепления табличек, наклеек и т.д.;
  • на этикетках типографским способом, путем нанесения штампов и т.д.;
  • на специальных вкладышах и сопроводительных документах, если информацию нельзя нанести на саму единицу продукции.

Для учета продукта и цепочки его движения могут применяться различные варианты и способы маркировки. Кроме указания кодов на этикетке или самом товаре, предприниматели могут использовать физические и электронные носители, бирки, ярлыки, клейма и т.д.

Виды маркировки

Для указания информации о товаре применяются следующие варианты маркирования:

  • линейные штрих-коды (содержит минимально необходимый состав сведений о продукции);
  • DataMatrix-коды (содержат существенно больше данных, могут считываться даже при повреждении части кода);
  • радиоэлектронные (RFID) метки (позволяют получать информацию о продукции путем считывания радиосигналами, но для маленьких компаний такой вариант может быть слишком затратным);
  • коды агрегации (применяется для группы продукции, содержит сведения о кодах каждой единицы из партии).

Выбор варианта зависит от вида изделия, его характеристик. Например, на одежду или обувь не нанести обычную этикетку с информацией для потребителей и штрих-кодами. Поэтому для них формируются RFID-метки с электронными чипами, бирки, ярлыки.

Способ нанесения маркировки

Есть пять основных приемов нанесения кодов, обозначений и сведений на продукцию:

  • механический (штампы, самоклеящиеся ленты и наклейки, перфорация, гравировка и т.д.);
  • лазерный (коды, сведения и обозначения выжигаются на поверхности лазерным лучом);
  • каплеструйный (товар маркируется путем разбрызгивания мелких капель чернил);
  • термический (изделие маркируется путем обкатки, оплавления, прожига и т.д.);
  • термотрансферный (информация переносится на продукт при нагреве ленты с красящим составом).

Для каждого из этих вариантов применяется разное оборудование. Например, многие виды механической маркировки доступны даже в условиях обычной работы магазина или склада, тогда как для другихвариантовприменяется промышленное и технически сложное оборудование. Формирование штрихкодов для последующего нанесения на изделие осуществляется через специальные Регистраторы.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Комментарии

Ваше мнение

Это интересно