Экономисты Пакистана заинтересовались перспективами участия в ЕАЭС

Москва, 16:03, 01 Июл 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Экономисты Пакистана давно пытаются освоить «северо-западный вектор» в развитии своей страны. Прежде всего, их интересует богатый рынок Европейского Союза, но никаких прямых путей, кроме морских маршрутов, из Пакистана в Европу не идет. С недавних пор взоры пакистанцев обратились на вновь созданный экономический блок Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который своей южной границей выходит к соседнему с Пакистаном — Афганистану.

Особенно Пакистан интересуется Казахстаном, самой мощной центральноазиатской экономикой, ведь фактически, с 1 января 2015 года, Казахстан практически имеет общую границу с Польшей, являясь членом ЕАЭС. В этом экономическом блоке нет никаких транспортных или торговых барьеров между странами-участниками и реализованы правила, которые устраняют все внутренние таможенные границы между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией. Развитие ЕАЭС положительно влияет и на инвесторов из ЕС, так как экономит много времени и устраняет лишние проблемы для европейских путешественников и торговцев в условиях трансграничных формальностей. Кроме того, инвесторы в этой зоне имеют свободный доступ к рынку поистине глобальных размеров. Важнее то, что ЕАЭС — это не «путинское детище», как его пытаются изобразить некоторые западные СМИ, называя «союзом пророссийских стран», а инициатива, в основном, главы Казахстана, Нурсултана Назарбаева. Союз позволяет каждому государству-члену выстраивать отдельные дву — и многосторонние отношения с любыми другими странами. Короче говоря, новое экономическое пространство создает огромные возможности, не налагая ограничения на третьих лиц.

ЕАЭС имеет интегрированный единый рынок в 176 миллионов человек и ВВП свыше $4 трлн. Одним из самых интересных развивающихся рынков его делает то, что он вводит свободное передвижения товаров, капиталов, услуг и людей. Так же Евразийский экономический союз предоставляет возможности развития общего транспорта, сельского хозяйства и энергетической политики. Для еще большей интеграции в будущем предусматривается принятие единой валюты, о чем ранее информировал FTimes.ru Союз осуществляет свою деятельность через наднациональные и межгосударственные институты. Наднациональными институтами является Евразийская экономическая комиссия (исполнительный орган) и Евразийский Банк Развития (ЕАБР), учрежденный Российской Федерацией и Казахстаном. Национальные правительства представлены в Совете Евразийской комиссии. Кроме того, все государства-члены участвуют в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), оборонном альянсе.

С точки зрения Пакистана важно то, что ЕАЭС открывает двери не просто в Россию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армению или в ЕС, но и почти во все другие. Китай и Индия уже заявили о готовности создать привилегированные торговые и финансовые связи с быстро развивающимся новым блоком. С Вьетнамом подписан договор о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Подобные договоры намечаются к подписанию и с другими странами. Имея хорошие политические отношения с соседним Афганистаном, Пакистан идеально расположен, чтобы развивать отношения с ЕАЭС за счет укрепления торговых и финансовых связей. Тем не менее, Пакистану нужно действовать быстро, чтобы не «опоздать на поезд», потому что в Китае, Индии и Латинской Америки уже давно активно занимаются изысканием экономических возможностей поучаствовать в этом блоке. Китай, пытается проложить «Новый Шелковый путь» в ЕС через территории стран ЕАЭС. В связи с этим китайцы создали самый передовой торгово-транспортный узел «сухой порт» Хоргос, на границе между Казахстаном и Китаем, который также является привилегированной особой экономической зоной.

«Сухой порт» Хоргос предназначен в качестве промежуточной точки, в которой груз поступает в особую экономическую зону, состоящую из логистической зоны и промышленной зоны. Этот узел будет также поставлять товары на местные рынки, и действовать как перевалочная база для транзитного движения. Налоговые и таможенные льготы внутри особой экономической зоны включают нулевые ставки корпоративного подоходного, земельного, имущественного и налога на добавленную стоимость, аренды земельных участков в районе нуля (на срок до 10 лет) и отсутствие ввозных пошлин на необходимое оборудование. Железнодорожное сообщение осуществляется китайцами путем подключения железнодорожной сети Китая к железнодорожной сети бывшего СССР.

С другой стороны, индийское правительство также содействует практическим инициативам, чтобы помочь своим государственным и частным корпорациям закрепиться на рынке ЕАЭС. Отрасли промышленности Индии включают химическую, металлургическую, фармацевтику и другие. Так же Индия развивает с ЕАЭС всякого рода сотрудничество в сферах энергетики и технологий.

Евразийский экономический союз с мощным природным и ресурсным потенциалом, стратегически важный с точки зрения глобального и регионального транспорта, энергетики и сельского хозяйства, создается на бескрайних просторах Евразии на добровольных, равноправных и взаимовыгодных началах и приглашает всех, кто желает присоединиться к нему.

Несомненно, что для Министерства коммерции Пакистана было бы интересно принять участие в решении новых торговых и инвестиционных задач XXI-го века.