Как справиться с трудностями начала учебного года: советы психологов для родителей

Москва, 20:30, 04 Сен 2023, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

С началом осени начинается новый учебный год, и многие родители переживают за успехи своих детей. В этой статье журналисты ftimes.ru рассказывают, как избежать излишней тревоги и как поддержать школьников в этот период.

Адаптация к новому году

Согласно утверждению детского психолога Екатерины Маденко, начало учебного года может быть стрессовым как для детей, так и для их родителей. Резкий переход от летних каникул к раннему пробуждению и учебному графику может вызвать утомляемость и снижение концентрации внимания. Однако Татьяна Метелева, клинический психолог, считает, что это беспокойство часто преувеличено, так как психика адаптируется к новым условиям, особенно у школьников, которые уже учатся не первый год.

Для более плавной адаптации Метелева советует внедрить четкий режим дня и научить ребенка с раннего возраста планировать свое время. Этот подход помогает школьникам структурировать время и успешно адаптироваться к новым условиям.

Успеваемость и проблемы в учебе

В начале года некоторые дети могут столкнуться с трудностями в усвоении материала. Это нормально, так как им нужно время, чтобы привыкнуть к школьной жизни. Однако успеваемость и способность справляться с учебой могут отражать психическое состояние ребенка. Если школьник постоянно «не тянет» программу, родители должны обратиться к психологу или другому специалисту, чтобы выяснить причину проблемы.

Самостоятельность в учебе

Для родителей начальных классов важно развивать навыки самостоятельности у своих детей, включая умение делать уроки самим. Создание спокойного и удобного рабочего места и внедрение режима играют важную роль в этом процессе. Родители должны помогать, но не злоупотреблять поддержкой. Важно, чтобы дети сами разбирались с учебными заданиями.

Не делать уроки за детей

Одной из главных рекомендаций является то, чтобы родители не делали уроки вместо своих детей. При этом не только тратится время впустую, такой подход мешает ребенку развивать навыки самостоятельности. Школьникам следует давать шанс самим разобраться с учебным материалом, а при возникновении трудностей обращаться к учителю. Такой подход способствует лучшему взаимодействию с учителем и развивает ответственность перед собственными задачами.

Важно помнить, что зацикленность на высоких баллах не всегда способствует психологическому комфорту. Родители должны поддерживать своих детей, помогая им развивать навыки, необходимые для успешного обучения, но не создавать избыточное давление на них.

Заслуживают ли дети наказания за плохие отметки? Взгляд специалистов и родителей

Для многих родителей школьные отметки давно стали предметом горячих дискуссий и источником бесконечных вопросов. Надо ли ругать детей за плохие оценки? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к мнению Татьяны Метелевой, клинического психолога, и других специалистов, чтобы понять, каким образом отношение к оценкам может повлиять на развитие детей.

Обратная связь как ключевой момент

Татьяна Метелева утверждает, что оценки — это не просто цифры в дневнике. Они предоставляют объективную обратную связь от школы и являются маркером успеха в учебе. Эта информация может помочь родителям понять, справляется ли их ребенок с учебными обязанностями.

Оценки как эквивалент финансовому вознаграждению

Сравнивая оценки с финансовым вознаграждением во взрослой жизни, Татьяна Метелева советует родителям объяснить детям, что учеба — это их «работа», и оценки — это результат данной работы. Этот аналог позволяет детям лучше понимать важность учебы.

Нельзя унижать и наказывать за плохие отметки

Эксперты согласны в одном: наказывать и унижать детей за плохие оценки — не лучший способ. Это только ухудшает ситуацию и создает отрицательное эмоциональное окружение.

Альтернативный подход

Вместо этого родители могут обсудить с ребенком причины плохих оценок и помочь ему разобраться, где возникли трудности. Подход, основанный на разговоре и понимании, может помочь ребенку улучшить свои результаты и развивать навыки самоконтроля.

Ошибки как часть процесса обучения

Важно также понимать, что ошибки — это неизбежная часть процесса обучения. Екатерина Маденко подчеркивает, что ошибки предоставляют учебную ценность и шанс для роста и развития.

Итак, ругать детей за плохие отметки может оказаться малоэффективным и даже вредным. Вместо этого родители могут использовать оценки как инструмент для обсуждения и улучшения успехов своих детей. Понимание и поддержка со стороны взрослых могут сделать учебный процесс более продуктивным и приятным для детей.