Автокредиты на грани: кто сможет позволить себе новый автомобиль через полгода
Москва, 22:55, 23 Янв 2025, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Сергеева.
Автокредитование в России находится на грани значительных изменений, и это вызывает серьезные опасения среди потенциальных покупателей автомобилей. По данным портала «АвтоВзгляд», в 2025 году кредиты на покупку новых машин могут стать доступными лишь для узкого круга заемщиков, что негативно отразится на авторынке. Подробности в материале портала ftimes.ru.
На фоне продолжающихся дискуссий о возможных изменениях учетной ставки Центробанка, аналитики высказывают разные мнения. Несмотря на ожидания снижения ставок, регулятор сохраняет свою позицию, прогнозируя, что ключевая ставка в следующем году останется на уровне 22,0-25,0% годовых, что только усугубляет ситуацию для автокредитования.
Сложившаяся ситуация заставляет экспертов задумываться о будущем стоимости заемных средств. Как отмечает ведущий научный сотрудник МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов, объем кредитования в стране продолжает сокращаться, что создает риски для банков. Высокие процентные ставки могут привести к тому, что финансовые учреждения столкнутся с нехваткой средств для обслуживания вкладов, что, в свою очередь, может вызвать дальнейшее удорожание кредитов. Таким образом, динамика ставок по кредитам, вероятно, не сможет опередить темпы роста учетной ставки ЦБ.
С учетом ужесточения макропруденциальных лимитов в 2024 году, доступность кредитов для населения продолжает снижаться, оставляя многих желающих без возможности приобрести автомобиль в кредит. В результате, вопрос о том, как изменится стоимость автозаймов в ближайшем будущем, остается открытым и требует внимательного анализа.
Автокредиты: доступность или роскошь
В настоящее время ситуация с автокредитованием в России вызывает серьезные опасения. Выплаты по кредитам могут достигать 25%, 30% и даже 35% годовых, что делает покупку автомобиля на таких условиях доступной лишь для ограниченного числа граждан.
Более того, в некоторых прогнозах упоминается возможность достижения ставок в 50% годовых, что кажется абсурдным на первый взгляд. Как может здравомыслящий финансист решиться на такие шаги, рискуя потерять клиентов и возможность обслуживать свои собственные вклады?
Однако в мире финансов часто преобладает логика краткосрочной выгоды. Сферы с высокими прибылями могут заставить банки идти на рискованные шаги, игнорируя долгосрочные последствия.
Даже угроза потери лицензии не останавливает всех игроков на рынке, как показывает сокращение числа банков в России с 2013 года. Если ставки по автокредитам не изменятся с новыми повышениями учетной ставки, то ожидания их снижения выглядят крайне маловероятными.
Эта ситуация уже лишает большинства потребителей и представителей малого бизнеса возможности приобрести новые автомобили.
Всплеск спроса на машины в прошлом году, несмотря на высокие ставки, был вызван стремлением покупателей избежать резкого повышения утилизационного сбора. Однако после его индексации, в некоторых случаях до двукратного увеличения, интерес к новым автомобилям значительно снизился.
Как отмечает портал «АвтоВзгляд», новые машины в России все больше становятся символом роскоши, доступной лишь избранным. Дальнейшее ухудшение ситуации будет зависеть от стремления банков получить сверхприбыли любой ценой.
Вопрос, кто из россиян сможет позволить себе новый автомобиль стоимостью от 2 миллионов рублей с кредитной ставкой 40%, остается открытым — скорее всего, это будут те, кто работает в банковском секторе.