Саммит БРИКС в Уфе рассмотрит вопросы безопасности, политики и экономики

Москва, 18:43, 06 Июл 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Главы государств БРИКС соберутся в Уфе, где на этой неделе пройдет VII саммит этой экономической группы, в особенно сложное время для российской экономики.

Из-за украинского кризиса, Россия вышла из G8 и все более отдаляется от Запада. Поэтому она намерена использовать саммит БРИКС, чтобы проецировать себя как крупную мировую державу.

Проводя саммит в то же время, что и ежегодные совещания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Россия пытается произвести впечатление на своих центрально-азиатских соседей и подчеркнуть ее растущее стратегическое сотрудничество с Китаем, соорганизатором ШОС. Это также посылает сигнал Западу, что у России есть альтернативные возможности, чтобы бросить ему вызов. Повестку российского саммита можно рассматривать по трем глобальным направлениям: безопасность, политика и экономика.

Советники по национальной безопасности стран-участниц БРИКС проводят регулярные встречи, обсуждая ряд международных вопросов, таких, как стремительно меняющаяся ситуация на Ближнем Востоке.

Обсуждению подлежат и некоторые разногласия стран о путях реформирования Совета Безопасности при Организации Объединенных Наций, поскольку он является средоточием глобальной архитектуры безопасности.

Дискуссии Уфимского саммита в целом разделены на две части: пакет финансового сотрудничества и стратегия экономического партнерства в БРИКС.

Эта стратегия пока является слишком общей и расплывчатой и вряд ли будет конкретизирована в Уфе. Возможно, по этой причине, Россия настаивает на создании рамок стратегии «на бумаге» и определении конкретных торговых и инвестиционных проектов до 2020 года.

Тем не менее, три основных приоритета были определены в БРИКС для дискуссии по экономической стратегии.

Первый — это координация работы по электронной коммерции, и Россия предложила создать рабочую группу.

Второй — проведение переговоров по упрощению процедур торговли, подразумевающие создание виртуальной рабочей группы по торговле и экспортных агентств. Также были проведены дискуссии о создании «единого окна» для электронных процессов, связанных с торговлей.

Третий — Китай предложил более тесное сотрудничество по вопросу о правах интеллектуальной собственности. Наблюдатели, естественно, скептически относится к перспективам с координационными центрами в каждой стране. Но соглашение якобы было достигнуто.

В Уфе будет много дискуссий по Резервному фонду и обустройству Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС).

Деловой Совет БРИКС выразил заинтересованность в том, чтобы играть консультативную роль в НБР БРИКС, особенно, в процессе отбора проектов и выделения средств. Но нет ясности относительно процентной ставки, которая взимается; как малые и средние предприятия будут рассматриваться; нет методики, которая будет применяться при отборе проектов; и как аспекты, такие, как устойчивость, будут интегрированы в проектные решения и выбор.

Дополнительно усложняет ситуацию то, что правительства стран БРИКС недавно приняли решение присоединиться к Азиатскому Банку Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), который будет в большой степени ориентирован на инфраструктурные проекты в Азии. Ясно, что стратегическое значение этого шага заключается, помимо получения прибыли, росту престижа Китая. Но это может подорвать эффективность НБР БРИКС и африканского регионального центра.

Повестка дня БРИКС в Уфа амбициозна. Странам-участницам нужно четко определить их деловые интересы и внимательно думать о потенциальной доходности.