Радиотелескоп Karl G. Jansky смог уловить излучение черной дыры в галактике М32

Москва, 22:00, 16 Июл 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Благодаря необычайной чувствительности телескопа Karl G. Jansky Very Large Array (VLA), астрономы обнаружили долгожданное радиоизлучение, исходящие от сверхмассивной черной дыры в центре одной из наших ближайших соседних галактик М32. Доказательства существования этой черной дыры астрофизики ранее получали только из исследований звездных движений в галактике и из рентгеновских наблюдений.

Карликовая галактика, именуемая Месье 32 (М32), является спутником гигантской галактики Андромеды, соседней с нашей собственной галактикой, Млечным Путем. В отличие от Млечного Пути и Андромеды, которые являются спиральными галактиками, М32 это эллиптическая галактика, с маленьким звездообразованием. Расположенная в 2,5 миллионах световых лет от Земли, М32 намного меньше, чем Млечный Путь или Андромеда.

Сверхмассивные черные дыры обнаружены в ядрах большинства галактик. По мере поглощения черными дырами материи из своего окружения, струи материи разгоняются до скоростей, близких к скорости света, и черные дыры часто генерируют радиоволны, которые обнаруживают с помощью радиотелескопов. Интенсивность этого радиоизлучения зависит от того, как жадно черная дыра поглощает окружающую материю. Центральные черные дыры Млечного Пути и Андромеды — довольно слабые радиоизлучатели по сравнению со многими другими галактиками.

Открытие черной дыры в М32 стало возможным благодаря резкому улучшению чувствительности радиотелескопа Karl G. Jansky Very Large Array (VLA), то есть, способности обнаруживать чрезвычайно слабые радиоволны. Для этого пришлось выполнить модернизацию электронных систем обсерватории. Теперь астрономы в состоянии обнаружить радиоизлучения примерно в 90 раз слабее, чем предыдущие исследования М32.

Черная дыра М32 – относительно небольшая, примерно, в 2,5 млн. раз больше массы Солнца, по сравнению с черной дырой Млечного Пути, которая больше нашего Солнца в 4 миллиона раз.

В обсерватории также выявлены три радиоизлучающих объекта, которые, по словам ученых, являются планетарными туманностями, ранее видимые телескопами. Планетарные туманности в М32, являются облаками газа, сдуваемого во время поздних стадий в жизни звезд, подобных нашему Солнцу. Это первый случай обнаружения с помощью радиотелескопа таких объектов в далеких краях нашей местной группы галактик.