Китай является движущей силой для остальных стран БРИКС

Москва, 22:41, 17 Июл 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – работают над продвижением собственной экономической повестки дня, совсем недавно принятой на седьмом ежегодном саммите в Уфе. Саммит в очередной раз доказал, что Китай является движущей силой для остальных стран БРИКС, своеобразным локомотивом.

Хотя встреча и состоялась в России, именно Китай рассматривается всеми экспертами, как доминирующая экономика в этой группировке. БРИКС неоднократно поддерживал усилия китайской дипломатии, но Китай должен быть осторожен, чтобы не «подмять под себя» весьма различающиеся национальные интересы внутри этой группы стран.

Пока что, Китай сыграл ключевую роль в стимулировании прогресса на пути реального сотрудничества между странами БРИКС. В последние недели, ее члены выделили по $10 млрд. каждая, в свой Новый Банк Развития (НБР БРИКС), который должен начать кредитование в следующем году, создали общую стратегию экономического и торгового сотрудничества, и согласились на создание $100 млрд. средств резервного фонда для оказания временной помощи членам организации.

Но будущее БРИКС пока остается неопределенным, вследствие сильного ухудшения экономической ситуации. Бразилия раздирается коррупционными скандалами и стагнацией производства. Россия впадает в рецессию, в основном, из-за западных санкций и падения цен на нефть. Индия страдает от обесценивающейся валюты и высоких государственных долгов. ВВП Китая вырос лишь на 7,4% в прошлом году, что самый низкий показатель за последние 24 года. И рост Южной Африки был слабым, не в последнюю очередь, из-за нехватки энергии.

Учитывая эти тенденции, многие западные наблюдатели пришли к мнению, что БРИКС бесперспективен. Даже Джим О’Нил, который ввел термин «БРИК», уже обратил внимание на экономики группировки стран «МИНТ» – Мексики, Индонезии, Нигерии и Турции, главных конкурентов для стран БРИКС среди развивающихся стран.

Но есть и альтернативные мнения об БРИКС и его перспективах глобального влияния, будь то стран по отдельности или как группы. Журналист Гидеон Рахман предположил, что: «Рост незападных экономик является глубоко укоренившимся историческим сдвигом, который может пережить любое количество экономических и политических потрясений».

По сути, страны БРИКС остаются экономической силой, с которой будут считаться, ибо они составляют 25,7% мирового ВВП, 42% мирового населения, и 17% от общего объема торговли. Они привлекают более 18% мирового объема иностранных инвестиций, 40% всех валютных резервов, и удерживают 30% от общего объема иностранных авуаров американских казначейских облигаций.

Кроме того, рынки потребления у БРИКС имеют объем более $4 трлн., что эквивалентно Еврозоне. По мнению Goldman Sachs, около 85% мирового среднего класса будет проживать в странах БРИКС и других развивающихся странах к 2030 году. Более того, существует много факторов, которые способствуют быстрому росту БРИКС – в том числе относительно низкая оплата труда, рост производительности, либерализация торговли, свободный поток информации и капитала. Поэтому «списание» БРИКС было бы явно преждевременным.

Теперь БРИКС есть чем заняться. Откладывая структурные реформы долгое время, они позволили своим экономикам накапливать риски и дисбалансы, которые подрывают их «здоровье» в отдаленной перспективе. В частности, страны БРИКС испытывают значительное неравенство доходов, при этом их средний коэффициент Джини (где ноль — означает абсолютное равенство и единица — абсолютное неравенство) находился в диапазоне от 0,37 до 0,50 в 2010-2013 годах.

Работая совместно, страны БРИКС имеют больше шансов на реализацию реформ, необходимых для повышения устойчивости их экономик. Например, администрация индийского премьер-министра Нарендра Моди стремилась получить поддержку от Китая в реализации своей национальной производственной политики и преодоления препятствий в развитии инфраструктуры.

Китайское правительство теперь пошло дальше, призывая остальные страны БРИКС наладить официальное сотрудничество, а не просто проводить внутренние реформы. Китай утверждает, что сильный БРИКС, будет способствовать защите интересов всех развивающихся стран. С этой целью эта страна является также инициатором усилий по реформе глобальной экономической архитектуры, в том числе путем проталкивания реформы взвешенной системы голосования Международного Валютного Фонда.

Но усилия Китая обеспечить потенциальные выгоды для развивающихся экономик, вызвали сильное беспокойство среди его партнеров по БРИКС, которые опасаются, что его руководство может быстро превратиться в господство. Помимо принципиальных различий у стран БРИКС политических систем, социальных ценностей и культурных традиций – факторов, которые сами по себе не способствуют сплоченности, есть очевидный факт, что экономики всех других стран – карлики в сравнении с экономикой Китая.

Фактически, двусторонняя торговля между Китаем и остальными четырьмя странами БРИКС составляет 85% от общей торговли БРИКС. Кроме того, китайские партнеры по БРИКС сталкиваются с сильной конкуренцией с дешевыми китайскими промтоварами. Большинство жалоб, связанных с торговлей, против Китая во Всемирной Торговой Организации, в последние годы было подано развивающимися странами, включая Индию и Бразилию. Отношения Китая с Индией особенно сложны из-за их территориальных споров, а также разногласий по поводу реформы Совета Безопасности ООН.

Если Китай хочет, чтобы страны БРИКС продолжали углублять свои связи, он должен стремиться действовать более благоразумно, чем настойчиво. Это означает, прежде всего, сдерживание своей геополитической конкуренции с Индией и Россией.  Единый экономический блок будет служить интересам Китая больше, чем группировка, раздираемая антагонизмом.