Кредитно-потребительские кооперативы: что ждёт их дальше?

Москва, 14:30, 03 Фев 2017, редакция FTimes.ru, автор Мила Якобссон.

Принятие поправок к Федеральному закону «О потребительской кооперации» в части обязательных финансовых нормативов и передачи регулирующих функций в Центробанк серьезно усложнило жизнь многим кредитно-потребительским кооперативам. Часть организаций была вынуждена прекратить деятельность, у некоторых других возникли серьёзные проблемы. В прессе неоднократно появлялись комментарии всевозможных экспертов, которые говорили о своевременности таких законодательных инициатив, на деле же началась тотальная зачистка рынка в интересах ряда финансовых структур, прежде всего, крупнейших банков.

Безусловно, целый ряд КПК можно было с полным основанием считать финансовыми пирамидами, но такие организации обычно работали не более 2-3 лет. Другое дело, крупные кооперативы, имеющие стабильную основу в виде материального производства, заинтересованные в привлечении дополнительного финансирования по ставкам ниже банковских. В таких структурах интересы пайщиков и заемщика совпадали, были понятны обеим сторонам, а маржа финансовых посредников отсутствовала в принципе. Какова же судьба таких компаний?

Широко освещалась ситуация вокруг кооператива «Семейный капитал», привлекающего средства граждан для развития молочного производства в разных регионах страны. Несмотря на многочисленные проверки прокуратуры, ОБЭП и даже ревизионных органов Центробанка, организация продолжает свою деятельность как некоммерческое потребительское общество (НПО), сохранив активы и пунктуально выполняя обязательства перед пайщиками. Кроме того, ведётся работа по возмещению убытков от деятельности временной администрации КПК через арбитраж. Некоторые пайщики не разделяли между собой КПК и НПО, что привело к панике и имиджевый потерям для «Семейного капитала», хотя на самом деле претензий к НПО не было и быть не могло. Формат НПО позволяет пайщикам стать реальными совладельцами всего имущества, а самому кооперативу – не быть подконтрольным ЦБ.

В новых условиях кооперативы также развернули деятельность по поиску новых партнеров среди предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве примера можно привести программу «Сеть», к которой за неполные три месяца уже присоединился целый ряд компаний, в том числе лидер рынка автономных систем газификации, компания «Русский газ», крупная сеть розничных магазинов натуральных продуктов, поставщики сервисных услуг для населения. Партнеры отмечают поток новых клиентов, а пайщики кооператива довольны качественными товарами и услугами на специальных условиях.

Таким образом, слухи о смерти кредитной кооперации не имеют под собой реальной почвы. Крупнейшие кооперативы успешно работают и развиваются, поддерживая целые отрасли экономики, предприятия и граждан в условиях кризиса. Их значение трудно переоценить, поэтому хочется надеяться, что регулирование подобной деятельности со стороны государства в дальнейшем будет направлено исключительно на предотвращение мошенничества и возникновения финансовых пирамид, а не на попытки ликвидации кооперативов как класса.