Физики создали рубидиевую жидкость с отрицательной массой

Москва, 14:49, 20 Апр 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Физики Университета штата Вашингтон создали рубидиевую жидкость с отрицательной массой. При воздействии на нее, жидкость, в отличие от любого физического объекта в мире, получает ускорение в обратном направлении.

Данное явление может быть использовано для исследования некоторых более сложных понятий пространства. Исследования были опубликованы в журнале «Физическое обозрение».

Гипотетически, тело может иметь отрицательную массу в том же смысле, как электрический заряд может быть отрицательным или положительным. Люди редко думают об этих терминах, и наш обыденный мир видит только положительные аспекты Второго закона Исаака Ньютона, в котором сила равна массе тела, умноженного на его ускорение, или F=мА.

Другими словами, если вы толкнете объект с положительной массой, он будет ускоряться в направлении действия силы. Объект с отрицательной массой – ускорится в обратном направлении.

Профессор Майкл Форбс и его коллеги создали условия для отрицательной массы при охлаждении атомов рубидия лишь чуть выше абсолютного нуля, создавая конденсат Бозе-Эйнштейна. В таком состоянии частицы движутся крайне медленно, и, следуя принципам квантовой механики, ведут себя как волны. Они также синхронизируются и движутся в унисон в виде сверхтекучей жидкости, которая течет без потери энергии.

Эти условия созданы с помощью лазеров, замедляющих частицы, что делает их холоднее. Лазеры «запирают» атомы так, как если бы они оказались в «резервуаре» размером менее ста микрон в поперечнике. В этот момент рубидий сверхтекучий и обычной массы. Удаление «резервуара» позволяет рубидию вытечь и расшириться.

Для создания отрицательной массы, исследователи применили второй набор лазеров, которые «загнали» атомы обратно и изменили способ, которым они вращаются. Теперь, когда рубидий вытекает недостаточно быстро, он ведет себя так, как будто имеет отрицательную массу. «Как только вы нажимаете, он разгоняется в обратном направлении», — сказал Форбс, который выступал в качестве теоретика анализа системы.

Метод, используемый исследователями, избегает некоторые из основных ошибок, встречавшихся в предыдущих попытках понять отрицательную массу.

Исследователь уточняет, что с точки зрения отрицательной массы, аналогичное поведение наблюдается и в других системах. Открытие дает ученым новый инструмент для экспериментов по изучению явлений в астрофизике и космологии, таких как нейтронные звезды, черные дыры и темная энергия, где непосредственные эксперименты невозможны.