Ученые открыли в гипоталамусе эликсир вечной молодости

Москва, 03:58, 27 Июл 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна обнаружили, что стволовые клетки в гипоталамусе мозга определяют, как быстро происходит старение в организме. Находка, сделанная на мышах, может привести к новым стратегиям защиты от связанных с возрастом заболеваний и продлению продолжительности жизни.

Известно, что гипоталамус регулирует важные процессы, включая рост, развитие, размножение и обмен веществ. Исследователи сделали удивительный вывод о том, что гипоталамус также регулирует старение по всему телу. Теперь ученые определили клетки гипоталамуса, которые контролируют старение: крошечная популяция взрослых нервных стволовых клеток, которые, как известно, отвечают за формирование новых нейронов мозга.

Исследователи сначала посмотрели на судьбу этих клеток, когда здоровые мыши стали старше. Количество гипоталамических стволовых клеток начало уменьшаться, когда животные достигли появления обычных признаков старения. По наступлению старости — около двух лет у мышей — большая часть этих клеток исчезла.

Далее ученые наблюдали, что произошло, когда они выборочно разрушали гипоталамические стволовые клетки у мышей среднего возраста. Это значительно ускорило старение по сравнению с контрольными мышами и животные с разрушенными стволовыми клетками умерли раньше, чем обычно.

Может ли добавление стволовых клеток в гипоталамус противодействовать старению? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи инъецировали гипоталамические стволовые клетки в мозг мышей среднего возраста, стволовые клетки которых были разрушены, а также в мозг нормальных старых мышей. В обеих группах животных лечение замедлило или изменило различные показатели старения.

Обнаружилось, что гипоталамические стволовые клетки, по-видимому, оказывают свои антивозрастные эффекты, выделяя молекулы, называемые микроРНК (miRNAs). Они не участвуют в синтезе белка, а вместо этого играют ключевые роли в регуляции экспрессии генов. МикроРНК упаковываются внутри крошечных частиц, называемых экзосомами, которые высвобождают гипоталамические стволовые клетки в спинномозговую жидкость мышей.

Исследователи экстрагировали микроРНК -содержащие экзосомы из гипоталамических стволовых клеток и вводили их в спинномозговую жидкость двух групп мышей среднего возраста, у которых были разрушены гипоталамические стволовые клетки и нормальных. Это лечение значительно замедлило старение в обеих группах животных, измеряемое тканевым анализом и поведенческим тестированием, которое включало оценку изменений мышечной выносливости, координации, социального поведения и когнитивных способностей животных.

В настоящее время исследователи пытаются идентифицировать конкретные популяции микроРНК и, возможно, другие факторы, секретируемые этими стволовыми клетками, которые отвечают за эти эффекты против старения — первый шаг к возможному замедлению процесса старения и лечению связанных с возрастом заболеваний.