Астрономы обнаружили ближайшую к Земле пару сверхмассивных черных дыр

Москва, 21:10, 19 Сен 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

В начале 2016 года группа ученых из обсерватории LIGO обнаружила гравитационные волны — рябь в ткани пространства-времени от столкновения двух сверхмассивных черных дыр в другой галактике. Это открытие было знаменательным не только потому, что, наконец, были найдены давно искомые гравитационные волны, но и потому, что никто никогда не видел двух сверхмассивных черных дыр, вращающихся вокруг друг друга.

После этого открытия еще несколько групп астрономов обнаружили пары сверхмассивных черных дыр, и теперь ученые из Университета Пуны в Индии и Рочестерского технологического института заметили ближайшую к Земле пару. Эти черные дыры находятся всего в 400 миллионах световых лет от нас в галактике NGC 7674.

400 миллионов световых лет — это в несколько тысяч раз больше диаметра нашей галактики Млечный Путь и в десятки раз больше расстояния до ближайшей крупной галактики Андромеды. Но, учитывая, как редко встречаются пары сверхмассивных черных дыр, 400 миллионов световых лет – это «рукой подать».

Более того, эти черные дыры мирно кружатся вокруг друг друга, разделенные всего одним световым годом. Невзирая на то, что расстояние в один световой год может показаться большим, но каждая из этих черных дыр гигантская — примерно в миллион раз более массивная, чем наше Солнце, и такая орбита невероятно мала. Фактически, это самая маленькая орбита для двух сверхмассивных черных дыр, из когда-либо обнаруженных, не считая встречных черных дыр, отмеченных в LIGO.

В настоящее время для полного оборота этих черных дыр требуется около 100000 лет, но пара постоянно создает гравитационные волны, которые отражают часть их энергии. В течение миллионов лет две черные дыры будут медленно прижиматься друг к другу, пока в какой-то день в самом отдаленном будущем они не столкнутся, создавая сильный гравитационный сигнал.