В ДНК современных африканцев уже нет следов от первобытного населения Африки

Москва, 12:57, 22 Сен 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Африка уже давно известна как «колыбель человечества», но до сих пор генетическая информация о ней в значительной степени получалась из исследований современного населения.

Выводы, опубликованные сегодня в Cell международной исследовательской группой во главе с Гарвардской медицинской школой, отвечают на несколько давних загадок и раскрывают неожиданные подробности об африканцах, живущих к югу от Сахары.

Древняя ДНК была извлечена из останков 16 человек из 12 мест, начиная от Эфиопии и Кении до Танзании, Малави и Южной Африки и насчитывает возраст от 8100 до 4000 лет до настоящего времени.

Предполагалось, что все останки принадлежат к охотникам позднего каменного века, которые жили в регионе до распространения сельскохозяйственных обществ с севера и запада.

Профессор Хортон сказал: «Эти результаты ДНК важны для понимания того, как восточноафриканские острова были заселены в предыстории, и был ли у этих охотников-собирателей доступ к морской технологии».

Пемба был островом с момента миоцена, поэтому эта популяция людей достигла острова на лодке, в то время как Занзибар был островом в течение, по меньшей мере, 8000 лет, и, хотя его население могло выжить с этого более раннего периода, это кажется маловероятным. Оба острова находятся примерно в 50 километрах от африканского материка.

Что показало исследование?

Несмотря на то, что исследования древней ДНК выявили историю популяций многих районов мира, до недавнего времени невозможно было углубиться в глубокую родословную африканских групп, поскольку генетический материал слишком быстро деградировал в теплом и влажном климате.

Исследователи сравнили эти древние геномы — наряду с единственным другим известным древним геномом из региона, ранее опубликованным в 2015 году, — против почти 600 современных людей из 59 африканских народов и 300 человек из 142 неафриканских групп.

Доктор Райх говорит: «Последние несколько тысяч лет были невероятно богатым и формирующим периодом, который является ключом к пониманию того, как население Африки достигло уровня, где оно находится сегодня. Предки в этот период времени — такой неизведанный пейзаж, что все, что мы узнали, было новым».

Среди основополагающих открытий были доказательства широко распространенных популяций охотников и собирателей, которые простирались от южной оконечности Африки вплоть до экватора около 1400 лет назад, и которые внесли очень мало для современного населения в регионе.

Эта таинственная группа разделила родословную с сегодняшними людьми Хое-Сан на юге Африки и оставила следы ДНК в популяциях позднего каменного века Занзибара и Пембы.

Когда сельское хозяйство распространилось в Европе и Восточной Азии, фермеры и скотоводы разворачивались в новые районы и смешивались с охотниками-собирателями, которые там жили. Современные популяции, таким образом, унаследовали ДНК от обеих групп.

Новое исследование обнаружило доказательства сходного движения и смешивания в других частях Африки, но после того, как фермеры достигли острова Малави и Пембы, охотники-собиратели, похоже, исчезли, не оставив каких-либо заметных предков людям, которые там живут.

Доктор Райх добавил: «Похоже, что была полная замена населения. Мы не видели четких доказательств такого события в другом месте».

Наконец, исследование сделало первый шаг в использовании древней ДНК для понимания генетической адаптации в африканских популяциях.