Ученые: Богатство родителей не влияет на развитие детского мозга

Москва, 23:25, 17 Ноя 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Исследователи развенчали популярную теорию, связывающую социально-экономический статус, генетику и когнитивное развитие.

В нескольких ранних исследованиях предполагалось, что генетика оказывает более сильное влияние на развитие мозга у детей из состоятельных семей. Некоторые ученые предположили, что связь между богатством и генетикой особенно сильна в Соединенных Штатах.

Но новый анализ рождений и школьных отметок свидетельствует о том, что влияние природы и воспитания — генов и окружающей среды — одинаковы для всех, независимо от социально-экономического статуса.

На этой неделе исследователи опубликовали свои выводы в журнале PNAS.

«В то время как дети с более высоким социально-экономическим статусом имеют гораздо лучшие когнитивные результаты в среднем по сравнению с детьми с более низким уровнем социально-экономического положения, генетика, по-видимому, имеет значение для обеих групп», — приводит автор исследования экономист Дэвид Фиглио из Северо-западного университета (США). «Гены важны. Окружающая среда имеет значение, но мы не находим никаких доказательств того, что они взаимодействуют».

Новый анализ стал возможным благодаря данным, отслеживающим эффективность обучения братьев и близнецов во Флориде.

Выводы, сделанные на основе этих данных, аналогичны выводам предыдущих исследований относительно корреляции между весом при рождении и результатами обучения. Фиглио подтвердил, что младенцы с большим весом, как правило, лучше работают на тестах по математике и чтению между третьим и восьмым классами, но обнаружил, что соотношение между весом и уровнем обучения одинаково для всех.

«Совершенно верно, что с точки зрения тестов вы предпочли бы быть крошечным ребенком из богатой семьи, чем крупным ребенком из бедной семьи», — поясняет ученый. «Но вес при рождении имеет значение, и это важно для всех. Кажется, что здесь возникает тот же эффект».

Фиглио считает, что привлекательность предыдущих выводов была отчасти вызвана их простотой. Исследователи все еще пытаются понять, как когнитивное развитие зависит от природы и воспитания.

«Мы подозреваем, что правда более сложна: некоторые гены могут иметь большее значение в более богатых семьях, а другие гены могут иметь значение в более бедных семьях. Нет общей характеристики», — сказал Джереми Фриз, исследователь из Стэнфорда.

Хотя точные роли, которые природа и воспитание играют в когнитивном развитии, остаются неуловимыми, ученые знают, что оба этих компонента важны для всех людей.

«Мы знаем, что бедные дети сталкиваются со многими социальными недостатками, и мы можем многое сделать для того, чтобы помочь продвигать развитие всех детей», — сказал Фриз.